Река Нерль, столь хорошо знакомая владимирцам, имеет свои до сих пор так и не разгаданные тайны. Одна из них - легендарный замок Мирславль на Нерли.
Мирславль был основан в еще домонгольские времена в качестве одной из твердынь, прикрывающей соседние города Юрьев-Польской и Суздаль. О первоначальном местоположении крепости на Нерли исследователи спорят до сих пор. По одной из версий, она находилась ниже по течению нынешнего села Мирславль близ современной границы Юрьев-Польского района Владимирской и Гаврилово-Посадского района Ивановской областей. На правом берегу Нерли будто бы и стоял древний замок. Существует легенда, что прежде это был оплот князей Мирславльских - потомков Юрия Долгорукого.
Ни один корабль не мог пройти по реке без их дозволения. Дабы надежнее стеречь важный водный путь и для того, чтобы поднять уровень реки, при замке была устроена плотина, где имелся лишь узкий проход, через который пропускались ладьи и барки. После неоднократных татарских набегов старый замок был разрушен, и от него остались лишь развалины. Историческое же название Мирславль (считается, что оно произошло от словосочетания «мир славлю» - крепость появилась после окончания одной из усобиц между суздальскими и ростовскими князьями как гарант заключенного мира) унаследовало возникшее неподалеку село.
Только в 1920-е годы по известному плану ГОЭЛРО на руинах мирславльского замка вновь закипела жизнь. Там на историческом месте, на основании старой крепости была построена гидроэлектростанция — одна из первых на Нерли и вообще в наших краях. Электрический свет пришел в избы местных крестьян раньше, чем во многие городские кварталы Владимирской губернии. В послевоенные годы Мирславльская ГЭС была еще более расширена, а ее мощность значительно возросла. Однако если в первый раз мирславльский замок разорили враги, то устроенную на руинах крепости гидроэлектростанцию уничтожили… свои же военные.
На противоположном левом берегу Нерли в нынешней Ивановской области, всего в 5 километрах от владимирских пределов, в 1970-е годы расположилась ракетная часть стратегического назначения. Ракетчикам требовался мощный и постоянный источник энергии. Поэтому для них была устроена новая энергосистема, запитанная на Ивановскую ГРЭС в городе Комсомольске. Военные щедро поделились источником электричества с местными колхозами и совхозами. После этого Мирславльская ГЭС оказалась попросту не нужна, и ее упразднили.
Сегодня развалины ГЭС - бывшего Мирславльского замка служат лишь украшением серединного течения Нерли и местом паломничества рыбаков и путешественников. Над низкими берегами реки вдруг поднимается, видимое еще издалека, массивное здание с огромными - метров в 10 в высоту арочными окнами. Внушительный цокольный этаж этой громады имеет трое сводчатых ворот для пропуска воды. После разрушения плотины они оказались намного выше уровня Нерли. На фасадах «гидроэлектрозамка» еще уцелели остатки лепнины, которой щедро украшались дома той поры. Глядя на высоченный фундамент, углубленный не менее чем на высоту пятиэтажного дома, поневоле начинаешь верить, что ГЭС действительно возвели на основании бастионов Мирславльской крепости.
Гостей там встречают грозные таблички, запрещающие проход на территорию бывшей ГЭС, так как своды здания могут обрушиться в любой момент. Но это, разумеется, никого не пугает и не останавливает. Внутри жутковатая тишина и погруженные в полумрак огромные залы. Карнизы у цокольного этажа теперь превратились в «балконы» для любителей рыбной ловли. Разместиться на них можно с комфортом, чувствуя за плечами надежный тыл. Да и ветерок обдувает там не в пример лучше, чем у самой воды. Поэтому там собираются любители посидеть с удочкой всех поколений, в том числе и барышни…
Рыбы в Нерли предостаточно. Окрестные сельхозпредприятия и заводики почти не работают, поэтому, как говорится, нет худа без добра - вода в реке стала значительно чище. Потом, правда, пришла другая беда: браконьеры, пользуясь параличом власти и наглея от безнаказанности, стали перегораживать Нерль поперек мелкоячеистыми китайскими сетями, из которых не вырвется даже самая мелкая рыбешка. Один из московских дачников - по рождению местный, из числа заядлых нерльских рыболовов, так рассказал о том беспредельном времени:
«Беда случилась с рекой. Нет, скорее не с рекой, а в сознании отдельных граждан помутнение рассудка случилось. Ну, где же это видано, чтоб на одном перекате выставлялось по 15 сетей кряду? Да сетка-то китайская с самой мелкой ячейкой! Душа кровью обливалась у нас с дядькой! Не успевали эти сети резать: вечером порежем, а утром на этом месте новые стоят. Мы вновь за ножи, а вечером снова… Так продолжалось несколько лет. До тех пор, пока даже уклейка в эти сетки попадаться перестала. Вот бракаши и съехали. А может, наши с дядькой «убеждения» подействовали. Конечно, и рыбнадзор подсобил: редко, но устраивал противосеточные рейды. Так или иначе, в последние годы сетей на реке практически нет...»
Теперь рыбное изобилие на Нерли возрождается. Водятся там щука, жерех, плотва, лещ, красноперка, полосатик, густера, голавль. Разве что судаков нет…
Рыбаки ловят там и с лодок, для которых, правда, до сих пор непроходимой преградой являются остатки когда-то высокой плотины, расположенной рядом с руинами «мирславльского замка». Плотина уцелела в еще меньшей степени. Груды камней и сотни, а может, и тысячи потемневших от времени деревянных свай (среди них, говорят, есть и из мореного дуба, которым более 500 лет) ныне образуют подобие рукотворного переката. Нерльская вода бурлит и пенится, пробивая себе путь среди полуразрушенной, но все еще ясно видимой плотины.
Смельчаки уже который год практикуют там опасную забаву: перебираются через бурлящую Нерль по остаткам конструкций плотины – подгнившим, скользким от воды бревнам, рискуя сорваться в клокочущий водоворот, на дней которого камни, сваи и острые обломки дерева. Однажды не обошлось без трагедии: молодой человек, прежде чем штурмовать мирславльскую плотину, выпил для храбрости. Но водка, как водится, сыграла дурную шутку. Храбрости стало через край, а осторожности и быстроты реакции изрядно поубавилось. В результате - падение и смертельный удар головой о бревна. После этого печального случая, наполовину в шутку, наполовину всерьез, «аборигены» называют это место «плотиной смерти».
Впрочем, в целом те места мрачного впечатления ни в коей степени не производят. Окрестности старого замка и соседнее село («Новый Мирславль) - созданный природой и людьми удивительный уголок между «Суждалью» и Опольем. Словно часовой, сторожит покой этих мест громада «электрокрепости», а через реку напротив уже который век высится храм в честь преподобного Сергия Радонежского - самого почитаемого святого на Руси. И все это объединяет загадочное, но одновременно манящее имя - Мирславль.
Николай ФРОЛОВ.
Источник: газета "Призыв", № 111 от 30.07.2010
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев