Зрители вспомнили о нем, посмотрев фильм “Движение вверх”, и полюбили снова всей огромной страной. И как когда-то, в 1972 году, сопереживали. Советский баскетболист сделал невозможное: проиграл и выиграл за 3 секунды. За его победной пробежкой с изумлением смотрел весь мир.
Сборная Советского Союза по баскетболу тогда впервые в истории Олимпийских игр стала чемпионом. Этот матч был великим. Американцы, до того непобедимые, даже не вышли на награждение. До того им было обидно. В ночь 9 на 10 сентября 1972 года в Мюнхене встретились сборные СССР и США. Эта игра по праву считается одной из самых драматичных и скандальных в истории баскетбола.
Победу на последних трех секундах принес советской сборной центровой Александр Белов.
Яркая и очень короткая жизнь этого спортсмена была посвящена баскетболу. Когда саму возможность играть у него отняли, он серьезно заболел и вскоре умер.
Александру было всего 20, когда ему рукоплескал Мюнхен. Как героя его встречали на родине. Он был на вершине мировой славы. С его, Белова, легкой руки, точнее, решающего броска, баскетбол стал модным зрелищем в Советском Союзе. От такого признания можно было потерять голову.
Но с Сашей этого не произошло. Про таких, как он, говорят: прошел огонь, воду и медные трубы. Но оказалось, бывают испытания и потяжелее.
В одной из Ленинградских школ Александра Белова нашел Владимир Кондрашин, когда ходил в поисках талантливых мальчишек для Спартака. Четвероклассник Белов выходил из мужского туалета с явным запахом табака. Не очень высокий, нескладный. Но особенно поражали ступни: огромные для одиннадцатилетнего мальчика. Кондрашин тогда подумал: гадкий утенок, но есть потенциал. Но курит. Выдержит ли спортивный режим.
Тут прозвенел звонок, и тренер увидел, что случилось чудо. Саша побежал в класс. Он не бежал, а летел, словно земного притяжения для него не существовало. Уже на следующий день Белов был зачислен в команду Спартака. Кондрашин продолжал изучать Белова. Длина рук, ног, мышц. Все говорило, что из этого мальчика может вырасти чемпион.
Но спортивная карьера Саши могла закончиться, даже не начавшись. На следующий день после отбора в команду Спартака игроки отправились в спортивный лагерь, где Саша почувствовал себя неумелым новичком. Ему это очень не понравилось, и он уехал.
Кондрашин, понимая, что у мальчика есть свое “Я”, сумел второй раз, уже разговаривая с ним, как со взрослым, убедить его поехать лагерь во второй раз. Теперь он уже остался до конца.
Несмотря на особые отношения, новичок не мог рассчитывать ни на какие поблажки. Скорее наоборот. В полдень в перерывах между тренировками всем спортсменам разрешалось пойти на озеро.
Всем, кроме Белова. У него было задание: сто раз подпрыгнуть до высоких веток на дереве. И только после этого он мог идти купаться. Вскоре успехи, которых подросток добился, стали неоспоримы.
В 1967 году, когда Кондрашин возглавил мастеров Спартака, он пришел с 15-летним воспитанником Беловым. Это был нонсенс. Столь юные спортсмены никогда не дебютировали в Высшей Лиге.
Карьера Белова развивалась стремительно. Он дебютировал в Спартаке в 16 лет. В 17 стал чемпионом Европы среди юношей. А в 18 - среди взрослых. А в 21 год Сашу пригласили в НБА - Национальную баскетбольную ассоциацию США и Канады. Американцы готовы были заплатить за этого игрока 2 миллиона долларов.
В 1968 году Белова пригласили в сборную Советского Союза. Через 2 года ее тренером стал Владимир Кондрашин. У него были амбициозные планы: отобрать олимпийское золото у легендарной непобедимой сборной США. До того самая престижная спортивная награда, как заколдованная, неизменно ускользала от советской сборной.
С 1952 года команда неизменно завоевывала на Олимпийских играх медали, но серебряные. А в 1968 - всего лишь бронзу. Всерьез мечтать о золоте после третьего места было самонадеянно. Но именно в этот момент сборную возглавил Владимир Кондрашин.
Игры в Мюнхене были особенными для наших спортсменов. Не только для баскетболистов.
В 1972 году СССР праздновал 50-летие со дня образования. Годовщину отмечали достижениями. От атлетов ждали только побед. Финальный матч между СССР и США был последним соревнованием 20-х Олимпийских игр. В копилке к тому времени набралось уже 49 золотых медалей. Надо ли объяснять, как важна и символична была последняя, пятидесятая.
С первых минут советская сборная захватила инициативу и повела 5:0. Всю игру советские спортсмены вели в счете. Американцы нервничали. За 12 минут до конца встречи американец Дуайт Джонс спровоцировал стычку с Михаилом Коркия. Обоих игроков удалили до конца матча. Напряжение нарастало.
Американцы были в бешенстве и начали прессинговать наших. Против каждого нашего игрока действовал американский, сдерживая противника очень близко и плотно. Рукой не шевельнуть. Наши растерялись и стали совершать ошибки. За 38 секунд до конца матча от былого перевеса команды осталось всего одно очко.
Но оно было! Продержаться бы 38 секунд! И тут центровой Александр Белов совершил роковую ошибку.
Александр Белов был в команде Кондрашина секретным оружием. Тренер не тратил энергию этого игрока впустую. Всегда выпускал для решающего броска.
Но в тот раз получилось совсем по-другому. Он передал мяч не тому, кому нужно было. Получился перехват. И на последних секундах американцы впервые за весь матч повели в счете. Казалось, времени отыграться просто не хватит. У Александра внутри все онемело: он подвел свою команду. И в такой момент! Когда на кону олимпийское золото.
Это была действительно трагедия и позор. В тот момент Саша чувствовал, что готов совершить все, что угодно, чтобы изменить ситуацию. И судьба дала ему шанс. ЭТОТ МОМЕНТ ВОЙДЕТ В ДЕСЯТКУ ЛУЧШИХ МОМЕНТОВ В СПОРТЕ ВО ВСЕМ МИРЕ.
Кондрашин взял тайм-аут и убедил судей дать дополнительные 3 секунды. Он сказал фразу, которой суждено было стать знаменитой и которую после несколько десятилетий будут повторять баскетбольные тренеры Советского Союза: "У НАС ТРИ СЕКУНДЫ. ВАГОН ВРЕМЕНИ. МОЖНО ВЫИГРАТЬ, ПРОИГРАТЬ И СНОВА ВЫИГРАТЬ".
В тот момент, кто был на площадке, ощутил хладнокровие, собранность, готовность растянуть время. И случилось то, что казалось невозможным всем вокруг. Иван Едешко передал мяч тому, кто мог поймать и забить мяч. Это был Александр Белов. Все смешалось в кучу-малу. И спортсмены, и болельщики.
Так Александр Белов стал звездой мирового масштаба на последних секундах матча. А советская сборная - Олимпийским чемпионом.
Американцы категорически отказывались признавать поражение. Еще почти сутки решался вопрос о переигровке. Исход спора решился на ночном заседании ФИБА. Победу отдали советской сборной.
11 сентября 1972 года сборная СССР поднялась на пьедестал почета и впервые в истории получила золотые медали баскетбольного олимпийского турнира.
После победы в Мюнхене Саша стал самым завидным женихом страны. Девушки буквально не давали ему прохода. И какие! Но будущую жену Саша присмотрел в спортзале. С Александрой Овчинниковой они виделись мельком. Когда мужская команда заканчивала тренировки, приходила женская.
Однажды к Овчинниковой подошел игрок Михаил Коркия.
- Скажи, а тебе Саша Белов нравится?
- Очень, - ответила девушка.
- И ты ему очень нравишься. Эх вы, дураки. Когда на свадьбу пригласите?
Через месяц Александра получила письмо без подписи. Таинственный поклонник признавался в любви и предлагал встретиться. Как только девушка дочитала до конца, к ней подошел Белов. Девушка догадывалась, кто автор письма. Но как себя вести, не понимала. Белов был смущен еще больше. И внезапно попросил вернуть письмо.
Я за спину спрятала и говорю:
- Нет не отдам. Это мое письмо.
- Ну ладно. Что ты предлагаешь? - спросил он.
- Я предлагаю сегодня встретиться и сходить куда-нибудь.
- Сегодня концерт в Октябрьском. Я могу достать билет.
Вот так началась наша дружба.
Александра Овчинникова. Вдова.
В 1973 году после матча в Американском городе Буффало Саше и еще четверым советским игрокам предложили остаться в Америке. Убеждали, что здесь они быстро станут долларовыми миллионерами. Но все советские парни отказались. Белов никогда не жалел об отказе. Он не мыслил своей жизни без родного Ленинградского Спартака.
Свадьба между молодыми едва не сорвалась, когда Белов оказался в центре криминального скандала. В январе 1977 года на таможенном досмотре при выезде из Советского Союза в его спортивной сумке обнаружили запрещенные к вывозу товары. Белову они ни принадлежали, а были тайными обменным фондом нескольких игроков. Но он никого не выдал.
- В этом не было его вины. Был жребий, кто понесет эту сумку. Там было 2 килограмма икры, иконы.
Иван Едешко. Олимпийский чемпион 1972 г.
Суточные в валюте выдавали очень скромные. А всем хотелось купить то, чего в СССР не продавали.
Команда улетела в Италию, а Белов остался в Москве. В газетах появились статьи о недопустимом поведении спортсмена. Александра лишили звания Заслуженного мастера спорта, стипендии, вывели из национальной сборной и из состава Спартака.
- Собрали комсомольское собрание, где его исключали из комсомола. При голосовании "за" были только несколько человек. Многие выступали в его защиту. Но его все равно не оставили в комсомоле.
Александра Овчинникова. Вдова.
Белов переживал. Но оказалось, что самое страшное впереди.
- Он пришел на тренировку, а Кондрашин ему говорит:
- Ну что ты приперся. Тебе же запретили тренироваться с командой.
Он пришел домой в ужасном состоянии.
- Представляешь, - говорит, - что мне сказали.
Александра Овчинникова. Вдова.
Прошел месяц. За ним еще один. Ничего не происходило. В жизни образовалась пустота. Рядом оставалась только любимая. Ему не хватало прочности в отношениях.
- И он сказал:
- Давай сыграем свадьбу.
- Давай.
- Все. Пойдем, - говорит. - Платье шить к портнихе. У меня есть хорошая знакомая портниха.
Мне за 2 дня сшили платье. Он занялся всем процессом. Это отвлекало его от всего, что произошло. Нашу замечательную свадьбу все до сих пор помнят.
Александра Овчинникова. Вдова.
Год, который Саша провел без тренировок, подкосил его. Позже выяснится, что именно нагрузки помогали в борьбе с редким заболеванием: саркомой сердца. О котором никто не знал. Без тренировок болезнь быстро начала прогрессировать.
Первым диагноз озвучил сельский врач, к которому Сашу привезли друзья после шашлыков на природе, где ему стало плохо. Всем казалось, что это отравление. "Сердце", - покачал головой врач. Поверить в это было трудно. Тем более Саше вскоре стало лучше.
В декабре 1977 года Кондрашин добился, чтобы его любимому ученику снова разрешили играть. Александр вернулся в Спартак, стал серебряным призером чемпионата СССР. В 1978 году Белова пригласили в команду, которая готовилась к Чемпионату мира.
Белов тренировался индивидуально, стараясь вернуть былую форму. Врач заметил, что он быстро устает. У него быстро наступало кислородное голодание и одышка. Со сборов пришлось уехать.
Александра госпитализировали в Институт усовершенствования врачей, где работала его мама. Теперь ему поставили правильный диагноз. Но лечить было поздно.
2 октября 1978 года. В палату к Саше зашел Владимир Кондрашин. Белов просит:
- Что-то творога хочется.
Кондрашин кидается к телефону и просит знакомого привезти творог. Через полчаса Саша съел ложку творога:
- Больше не хочется.
Еще через полчаса Белов, словно ребенок, просит персиков. Осенью 1978 года в Ленинграде трудно было найти персики. Но Кондрашин по телефону обратился к знакомому директору гастронома. Персики тоже привезли. Александр надкусил один и отложил в сторону. Потом уткнулся в плечо тренера и, извиняясь, произнес:
- Замучил я Вас совсем.
3 октября он уже не мог говорить. Мария Дмитриевна, увидев, что сын перестал дышать, кинулась к нему: "Саша! Саша!" Он он ее уже не слышал.
Чемпионат мира по баскетболу, на который готовился и Саша, был в самом разгаре. Все дни чемпионата каждый матч начинался с минуты молчания в память о великом баскетболисте.
Советская сборная до финала играла в траурных повязках. Они взяли серебро. До золота не хватило чуть-чуть. Одного броска или трех секунд Саши Белова.
#помним_ребят!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7