Текст для сочинения ЕГЭ по русскому языку
Вои и настал черёд знакомить одиннадцатиклассников с требованиями к 27-му заданию ЕГЭ. Будем учиться писать сочинение "по-новому". Перед тем как с учеников что-то требовать, неплохо бы самой набить руку в искусстве подстраиваться под очередные изменения.
Решила в очередной раз переделать своё сочинение про Кольку Велина, вдруг решившего стать лётчиком. Текст небольшой и понятный, поэтому традиционно с него начинаю подготовку к заданию 27.
Текст С. Мизерова
(1)Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека. (2)Как болезнь, как вирус гриппа. (З)Вроде бы никогда Колька Велин не смотрел на небо, затаив дыхание, и голоса птиц, реявших в голубой вышине, не заставляли трепетать его сердце. (4)Он был самым обыкновенным учеником, в меру усидчивым и старательным, в школу ходил без особого задора, на уроках был тише воды, любил рыбачить... (5)Всё переменилось мгновенно. (6)Он вдруг решил, что станет лётчиком.
(7)В глухой, далёкой деревне, где до ближайшей станции больше ста километров, где любая поездка становится целым путешествием, сама эта мысль казалась безумием. (8)Жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: после школы мальчики получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые оканчивали водительские курсы и работали в селе шофёрами. (9)Ездить по земле — вот удел человека. (10)А тут летать на самолёте! (11)На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как-нибудь сама собой улетучится из головы сына. (12)Мало ли чего мы хотим в молодости! (13)Жизнь — жестокая штука, она всё расставит по своим местам и равнодушно, как маляр, закрасит серой краской наши пылкие мечты, нарисованные в юности.
(14)Но Колька не сдавался. (15)Ему грезились серебристые крылья, несущие его над влажным снегом облаков, и густой упругий воздух, чистый и холодный, как родниковая вода, наполнял его лёгкие.
(16)После выпускного вечера он отправился на станцию, купил билет до Оренбурга и ночным поездом поехал поступать в лётное училище. (17)Проснулся Колька рано утром от ужаса. (18)Ужас, будто удав, сдавил его окоченевшее тело холодными кольцами и впился своей зубастой пастью в самую грудь. (19)Колька спустился с верхней полки вниз, посмотрел в окно, и ему стало ещё страшнее. (20)Деревья, выступавшие из полумглы, тянули к стёклам кривые руки, узкие просёлки, словно серые степные гадюки, расползались по кустам, и с неба, заполненного до краёв клочьями ободранных туч, фиолетово-чёрной краской стекал на землю сумрак. (21)Куда я еду? (22)Что я там буду делать один? (23)Кольке представилось, что сейчас его высадят и он окажется в беспредельной пустоте необитаемой планеты...
(24)Приехав на вокзал, он в тот же день купил билет на обратную дорогу и через два дня вернулся домой. (25)К его возвращению все отнеслись спокойно, без издёвки, но и без сочувствия. (26)Денег, потраченных на билеты, немного жаль, зато съездил, посмотрел, проверил себя, успокоился, теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком. (27)Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. (28)Камень, птица, мечта — всё возвращается назад...
(29)Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на рыбалку. (30)Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вышине реактивные самолёты. (31)Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. (32)Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждёт, когда начнёт клевать.
Но даже такой несложный, на мой взгляд, текст некоторые одиннадцатиклассники умудряются неверно истолковать. Многие дети думают, что в тексте написано только то, что написано (простите за тавтологию). Вот читают они предложение 13 (про жизнь - жестокую штуку, которая закрашивает серой краской пылкие юношеские мечты) или предложение 27 (про законы жизни) и пишут:
"Главный закон жизни, по убеждению автора, состоит в том, что всё взлетевшее вверх рано или поздно возвращается назад"
Но ведь есть ещё и подтекстовая информация - то, о чём явно не сказано, но о чём читатель должен догадаться, опираясь на смысл и логику. Есть эмоции повзрослевшего Кольки, смотрящего на пролетающие самолёты. Не для того же С. Мизеров использует метафору "его сердце стонет от щемящей боли", чтобы убедить, что "всё взлетевшее вверх рано или поздно возвращается назад". Как раз наоборот: душевные страдания героя доказывают, что много лет назад он совершил большую ошибку. Ему не надо было возвращаться назад. Хотя автор прямо не высказывает свою позицию, он показывает читателю, к чему может привести измена мечте, призывает стремиться к ней, даже если не встречаешь одобрения со стороны окружающих, даже если эта мечта, на первый взгляд, кажется недостижимой.
Комментарии 1