… проверить на достоверность эту историю я не могу. Но она слишком хороша, как отображение нелинейности всего происходившего в годы Второй Мировой войны, как иллюстрация человеческих трагедий, чтобы быть неправдой.
Итак, история, поведанная Солженицыным в его opus magnum [Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛаг, 1918 – 1956: Опыт художественного исследования / Собрание сочинений в тридцати томах. – М.: «Время», 2010. – с. 232 – 233]:
«… Защищали они (Солдаты Русской освободительной армии генерал-лейтенанта А.А. Власова. – ЛСИ), например, и несбиваемый днепровский плацдарм южнее Турска, там две недели шли безуспешные бои за сотни метров, и бои свирепые, и морозы такие же (декабрь 1943). В этом осточертении многодневного зимнего боя в маскхалатах, скрывавших шинель и шапку, были и мы и они, и под Малыми Козловичами, рассказывали мне, был такой случай. В перебежках между сосен запутались и легли рядом двое и, уже не понимая точно, стреляли в кого-то и куда-то. Автоматы у обоих – советские. Патронами делились, друг друга похваливали, матерились на замерзающую смазку автомата. Наконец совсем перестало подавать, решили они закурить, сбросили с голов белые капюшоны – и тут разглядели орла и звёздочку на шапках друг у друга. Вскочили! Автоматы не стреляют! Схватили и, мордуя ими как дубинками, стали друг за другом гоняться: уж тут не политика и не родина-мать, а простое пещерное недоверие: я его пожалею, а он меня убьёт…».
Комментарии 1