Загорский Николай Петрович (1849–1893)
Сюжет
С тех пор, как Давид был помазан на царство, Дух Господень почил на нем и отступил от Саула, которого начал с того времени, по праведному суду Божию, мучить дух лукавый. Тогда придворные Саула сказали ему: «Ты видишь, что дух лукавый, посланный от Господа, тревожит тебя; если тебе угодно, то мы, рабы твои, поищем человека искусного в игре на арфе, чтобы он играл перед тобой и успокаивал тебя своей игрой, когда будет беспокоить тебя дух лукавый». Саул приказал им найти и представить себе такого человека, и тогда один из них отвечал ему: «Я видел Давида, сына Иессеева, из Вифлеема: он искусен в игре на арфе, и притом юноша сильный и крепкий, способный к воинской службе, сильный словом, прекрасный собой, и Господь с ним».
Описание
На картине представлен юный Давид, играющий на арфе, в окружении небольшой группы слушателей: царя Саула, его дочери Мелхолы и пророка Самуила. Загорский изобразил момент, когда встретились два израильских царя. Саул формально еще оставался правителем, но за гордость и своеволие утратил благоволение Божие. В это время Давид, совсем еще юный музыкант и поэт был помазан пророком Самуилом на царство за свое терпение и благочестие. По своей натуре робкий и добродушный, он еще не открыл своего избрания Саулу. Художник очень мастерски передает противоположные типы двух правителей: зрителю сразу же бросается в глаза противостояние Давида и Саула – они показаны антиподами, на что указывает расстановка фигур, где два персонажа находятся друг против друга, а также их позы, жесты, выражение лиц.
Из библейского предания известно, что Саул, лишённый благодати, страдал приступами чёрной меланхолии и успокаивался, только тогда, когда Давид приходил пел для него псалмы. Саул часто злился на юношу, и это состояние сумрачной меланхолии, едкой желчности, зависти изображено в образе Саула, который полулежит в кресле, но никак не может расслабиться – рука сжата в кулак, выражение лица мрачное и напряжённое.
Совсем по-иному изображен Давид, в котором чувствуется одновременно и кротость, и глубокая духовная сила. За его спиной мы видим щит, символизирующий и грядущую победу над Голиафом, и твердость веры будущего царя, предводителя народа.
Младшая дочь Саула Мелхола темноволосая девушка с нежными чертами лица, с огромными бархатистыми глазами, печально смотрит на Давида – она в него влюблена, но боится об этом сказать своему отцу. Она трепещет от страха и ужаса. И это заметил Саул. Снедаемый злобой, он хочет отправить жениха на верную смерть и уже в голове его зреет коварный план: послать хрупкого юношу на войну с филистимлянами, которые наводили ужас на своих соседей, уничтожая все на своем пути.
Очень интересен на картине и образ пророка Самуила. Праведный старец стоит, скрестив руки на груди, явно испытывая скорбь из-за отступничества Саула.
Художник мастерски передает психологическое состояние героев, представив их в тени шатра на фоне выжженной солнцем пустыни. Прохлада и сжигающий жар символизируют характеры Давида – кроткого и тихого и Саула – злобного, гневливого, с иссушенным, бесчувственным сердцем. Между ними Самуил, выступающий в роли арбитра и Мелхола, с надеждой взирающая на своего жениха. Дополняют психологический портрет фрукты – кубок с прохладным вином, прозрачные гроздья спелого винограда. Но никто не смотрит на угощение – все персонажи погружены в свои собственные мысли. Эта напряженность чувствуется в воздухе, в раскаленном зное, заставляя зрителя быть живым свидетелем происходящей драмы.
История
Картина была написана художником во время обучения в Императорской Академии художеств. За свою работу выпускник получил малую золотую медаль.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев