А что же знать??? Знать возила свое белье стирать в Париж .... . И это не легенда. Изучив огромное количество документов и статей о Змеиногорске, этот факт всплывает постоянно. Ларчик открывался просто. К примеру воспоминания барона Александра Егоровича Врангеля (1833-1915).
Общество «горныхъ», какъ называли ихъ, рѣзко отличалось тогда отъ всего сибирскаго общества. Это были все люди науки, образованные и культурные. Большая часть изъ нихъ, кончивъ Горный корпусъ, нынѣ институтъ, въ Петербургѣ, отправлялись доканчивать свое образованіе за границу въ знаменитую горную академію въ Фрейбергѣ, близь Дрездена. Жены «горныхъ» были или изъ Петербурга, или иностранки. Получая громадный деньги, они жили чрезвычайно широко. Наѣздная театральная труппа изъ Барнаула лѣтомъ перебиралась въ Зміевъ, такъ какъ сюда на дачи переселялось лѣтомъ обыкновенно все главное начальство на 3—4 мѣсяца. Дамы щеголяли туалетами изъ Парижа, повара, экипажи, шампанское лилось рѣкою, — просто и не вѣрилось, что находишься въ дебряхъ Сибири.
Воспоминания о Ф.М. Достоевском в Сибири 1854-56 гг. / = Воспоминания о Федоре Михайловиче Достоевском в Сибири 1854-56 гг. / Бар. А.Е. Врангель. — Санкт-Петербург : тип. А.С. Суворина, 1912. — IV, 221 с. : 23. С.88-89 Роскошь, богатство, иностранные жены, и русские красавицы из Петербурга, которые не хотели им уступать. Шикарное, дорогостоящее, нежное французское женское белье!!!
Нашим прачкам не доверяли стирать такое белье. Недоверие к ним было из за их неумелости, ведь они портили очень много скатертей, рубашек и простыней из дорогих тончайших тканей. Крепостные прачки не понимали, что такие ткани нельзя парить, проваривать и отбивать при полоскании. Так что те господа, у которых не было средств на заграничную стирку считали тонкое белье — пустой тратой денег.
А кто мог себе позволить, отправлял два раза в год, белье стирать в Париж, так как Франция в те времена была законодателем моды, и там знали как обращаться с этим бельем при стирке. Но и там была одна проблема, точнее в реке Сена, она давала желтый цвет белью. Поэтому аристократы поумнее, отправляли свое белье в Голландию. Там процесс стирки этого белья был поставлен на поток. На сколько нам известно, что дед
Льва Николаевича Толстого (1828-1910),
Илья Андреевич Толстой (1757-1820), отправлял стирать свое белье как раз в Голландию, несколько раз в год.
Отражение этих событий мы смогли найти в письме местного жителя в периодическом сборнике
"Сибирские вопросы" №22-23 от 24 июня 1910 года. С.59 "Змѣиногорскъ (Нслѣдiе казнокрадовъ)
... Въ тѣ времена при заводахъ имѣлись прекрасные оркестры, такъ какъ господа управляющiе были люди "цивилизованные" и "со вкусомъ" (Бѣлье для стирки въ Парижъ отправляли) ..."
В отличии от "знати", госпиталь и лазарет, постоянно нуждаются в чистом белье и в большом количестве. Да и белье было намного проще. Поэтому первые стиральные машины появились именно там.
Змеиногорский госпиталь и лазарет
Так где же находились Змеиногорский госпиталь и лазарет? Кто постоянно читает наши статьи с планами и чертежами, наверное уже начал ориентироваться на местности и на картах. Давайте снова прогуляемся по Змеиногорску XVIII-XIX века. Самый первый чертеж, на котором мы отчетливо увидим новый госпиталь, относится к 1761 году. Старый госпиталь (60) был построен между прудом «нижняго похверка» 1752 года, и местом назначенное для построения бастиона (70) возле «комисского (малого) разноса», вдоль дороги (23) за крепостью.
Комментарии 5