Полная версия ➡➡➡ https://kulturologia.ru/blogs/271223/58617/ 22 июня 1941-го тувинцы одними из первых предложили поддержку Советскому Союзу. Когда Гитлеру доложили, что неприметная республика вступилась за Москву и сообщила о готовности объявить войну Германии, он не сдержал саркастической улыбки. Но вскоре германские солдаты столкнулись с тувинцами в бою и им стало не до смеха. Азиаты напугали не только немцев, но и западноукраинских бандеровцев. К делу пришлось подключаться самому маршалу Жукову.
Довоенные отношения с тувинцами
Тува стала частью Советского Союза только 14 октября 1944-го, а до того момента Тувинская Народная Республика существовала, как независимое государство. Москва всячески помогала друзьям-азиатам задолго до военных событий. В Азию ехали советские специалисты, которые помогали строить современную экономику. В Туве в 1930-м только появился алфавит, начали открываться первые национальные школы и предприятия. К 1941-му тамошнее население составляло не более 80 тысяч человек. Маленькая страна продолжала вести полуфеодальный образ жизни, опекаемая местными комиссарами. Половина столичных жителей Кызыла зависели от миграции скота, уходя посезонно из города к горным пастбищам за стадами.
Когда для СССР наступили тяжелые военные времена, тувинцы решили отплатить за дружбу и покровительство. Несмотря на нищету малочисленного населения, Тува вызвалась помогать Советскому Союзу, чем только может. За 1941-42-й на фронт отправились свыше 40 тысяч лошадей и миллион голов скота. А осенью 1943 года в Туве сформировали отдельный кавалерийский эскадрон в составе 206 солдат. Азиатской частью управляли собственные командиры, а личный состав рядился в
национальные одежды. Тувинцев переодели в классическую военную форму только к 1944 году. Единственное, на чем настояло советское командование - отослать назад предметы буддийского культа.
Страшные тувинцы
Прошло совсем немного времени со вступления азиатов в войну, и нацисты уже опасались тувинцев сильнее, чем всех остальных советских солдат. Те же приводили в ужас не одних лишь немцев, но и их пособников - украинских националистов. В лобовых сражениях гитлеровцы предпочитали скрыться, едва заслышав характерный боевой клич. Дело в том, что тувинцы испокон веков представляли собой отчаянных воинов. Абсолютное бесстрашие в бою считалось их главным преимуществом. Им ничего не стоило рвануть на превосходящего в количестве врага с одной саблей в руке и при этом победить. В бою они никого не щадили, что тоже было отдельной тувинской особенностью. Отменные наездники и меткие стрелки сражали наповал, не имея привычки брать пленных.
Тувинский эскадрон был зачислен в Морозовскую кавалерийскую дивизию, на которую возлагались тыловые операции. Подразделения совершали многокилометровые переходы верхом на лошадях, заходили в глубокий немецкий тыл и неожиданно нападали. В воспоминаниях гитлеровцев такие эпизоды оценивались как нарушение всех немыслимых правил ведения войны. Сторонники средневековых способов сражений огорошивали противника своей специфической тактикой. Один из таких случаев зафиксирован в феврале 1944-го под украинским селом Деражно в Ровненской области.
После артподготовки тувинцы первыми ринулись в атаку. Фашисты успели разглядеть сотни несущихся с оголенными саблями азиатов да с таким воем, что закладывало уши. Эффект устрашения ввел немцев в ступор, после чего они бросились в рассыпную. Правда, убежать удалось далеко не всем, потому как впереди фашиста встречали красноармейцы, а догоняющие тувинцы не оставляли шанса пятиться.
Благодаря тому эпизоду советские войска с легкостью заняли узловую железнодорожную станцию, заполучив в качестве ценных трофеев эшелон с немецкими танками. Всего же за время участия в боевых действиях тувинцы освободили свыше 80 населенных пунктов на территории Украинской ССР.
Почему занервничал Жуков
Так вышло, что опасаться тувинцев стали не только гитлеровцы и украинские фашисты. Было над чем подумать и советским военачальникам. Конечно, они были безмерно благодарны азиатскому брату за помощь. Но нежелание брать немцев в плен превращалось в проблему. И тувинцев никак нельзя было переубедить, так как и для них самих пленение был позором. В их традициях сражение обязано было продолжаться даже если боец тяжело ранен. Поэтому неоднократно сражения выходили из-под стратегического контроля. Затуманенное сознание отчаянных воинов словно лишало их рассудка, и они переставали подчиняться командирам. Для тувинцев было делом принципа лишить страшнейшего врага жизни. Бились с таким ожесточением, что ни о каких выживших противниках не могло идти и речи.
И тогда к Иосифу Сталину за год до окончания войны обратился по этому поводу маршал Жуков. Он направил главнокомандующему подробный доклад о том, как воюют эти бесстрашные всадники. В конце документа говорилось, что если этот народ продолжит воевать в том же духе, то к окончанию войны никого из них не останется в живых. Не щадя врага, они слишком легкомысленно оценивали и свои жизни. На тот момент погибшими числились больше половины эскадрона. Но несмотря на такие потери, руководство Тувинской республики настаивало на пополнении подразделения новыми силами и уверяло, что добровольцев хватит. После анализа ситуации Ставка ответила отказом. При этом все уцелевшие азиатские бойцы были отправлены по домам.
Сыграл весомую роль вопрос с нежеланием брать немцев в плен. Неоднократно от сабли тувинцев погибали ценные офицерские кадры, которые являлись для советской стороны ценнейшим источником информации. По сути, исход войны был предрешен, и советское руководство могло себе позволить сохранить тувинцам жизни и будущее. При этом все без исключения советские командиры единогласно подытожили, что в каждой проведенной операции тувинские отряды добровольцев проявили себя одним из лучших соединений, которые только можно было встретить на фронтах Великой Отечественной.
Полная версия ➡➡➡ https://kulturologia.ru/blogs/271223/58617/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1