После отмены крепостного права у крестьян появилась возможность найти себе место в жизни не только в родной деревне, но и в далёких городах, в которых открывались разные предприятия, требовавшие притока рабочей силы. Попервоначалу уходили одиночки, потом уходили группами, будучи прельщёнными возможностями городской жизни по рассказам земляков, сумевших худо-бедно обосноваться на новом месте. Естественно, земляки в городах держались друг за дружку: среди множества городских людей земляк казался более надёжным человеком.
Уходили крестьяне из Ефремовского уезда в разные места, в том числе и в Москву. В московских метрических книгах конца 19-го века и начала 20-го века можно найти записи о выходцах из села Архангельского и окрестных селений. Компьютерный поиск по рукописным текстам позволил находить удивительные записи, которые вряд ли можно было бы найти, перелистывая бумажные книги.
Думается, во многих семьях сохраняются предания о каких-то родственниках с необычной судьбой. Так и в моей семье было предание, что один из родственников ушёл в начале 20-го века из Подлозинок на заработки в Москву и там погиб, оставив жену и малолетнего сына. Хотя компьютерный поиск по рукописям сильно расширяет возможности, но всё же иногда требуется обыкновенное везение, поскольку прямой поиск не всегда оказывается успешным. Так, зная имя родственника, я попытался найти записи о нём и... ничего не нашёл, но неожиданно по другой фамилии нашёл запись о погребении 10 января 1908 года на КалитникОвском кладбище некоего Ивана Григорьевича Новикова, уроженца деревни Верхней Голички, а ниже запись о погребении тогда же и там же Андрея Ионовича Фатеева, уроженца сельца Подлозинки. Странным образом в качестве причины смерти у обоих указано "задавлен". По семейному преданию Андрей Ионович погиб, будучи засыпанным песком на складе барыни Головановой, хотя непонятно каким: сахарным или кварцевым. И тут становится понятным, кто такой Иван Григорьевич и почему рядом с ним был Андрей Ионович. Оказывается, Иван Григорьевич приходился шурином Андрею Ионовичу (то есть братом жены) и кумом при крещении в Архангельском сына Андрея Ионовича, родившегося в 1905 году. Без надежды найти могилы родственников я всё же съездил на Калитниковское кладбище и, конечно же, ничего не нашёл, но зато побродил по тенистым аллеям одного из самых старых московских кладбищ, вспоминая своих предков.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев