Так местные жители и заезжие туристы называют огромную ель, растущую в глухом лесу на границе Степанцевского сельского поселения Вязниковского района и Ивановского сельского поселения Ковровского района. Немногие местные лесники и грибники, завсегдатаи этих достаточно глухих мест, так и шутят: «В Москве — царь-пушка и царь-колокол, а у нас — царь-елка!»
Растет эта елка на просторной живописной лесной опушке, настоящей природной площади, расположенной среди непролазной чащобы. Такое впечатление, как если бы кто-то специально устроил там почти подобие парковой зоны, хотя на самом деле туда не доехать даже на внедорожнике, да и дойти пешком возможно, лишь хорошо зная маршрут, так как никакие дороги и даже тропки к «царской» ели, увы, не ведут.
Возраст огромного старого дерева, которое вольготно красуется посреди отрытого пространства, простирая во все стороны свои густые ветви, образующие внизу целый шатер из зеленой душистой хвои, точно неизвестен. Конечно, для этого необходимо посчитать годовые кольца, но это можно сделать, лишь спилив дерево, поэтому пока остается лишь приблизительная оценка. По преданию, эту ель посадили более двух столетий назад по приказу местного помещика князя Козловского, который любил охотиться в тех местах. Будто бы на этой поляне сиятельный охотник когда-то едва не погиб от напавшего на него огромного медведя и лишь с трудом вышел из поединка победителем. В память об этом охотничьем подвиге слуги князя, якобы, и посадили ель на лесной поляне, постепенно в течение веков вымахавшую в настоящего исполина.
Как удалось установить при помощи архивных документов, помещиками соседних сел бывшего Судогодского уезда (внутренние административные границы Владимирской губернии прошлых веков не совпадали с нынешними районными Владимирской области, и теперь изрядная часть территории Судогодского уезда входит в Вязниковский район) во второй половине XVIII и в начале XIX столетий действительно были князья Яков и Тимофей Алексеевичи Козловские, потомки удельных князей Смоленских из рода Рюриковичей. Те земли, где сейчас растет «царь-елка» относились к имению отставного бригадира (бригадного генерала) князя Якова Козловского. Данные владения он получил в качестве приданого жены княгини Александры Владимировны, урожденной княжны Долгорукой, дочери рижского губернатора времен императрицы Елизаветы Петровны. Она же, в свой черед, стала помещицей Владимирской губернии, получив богатое наследство от деда, боярина князя Василия Ивановича Хилкова, который являлся наследником стародубской княжеской династии и прямым потомком великого князя Владимирского и Суздальского Всеволода Большое Гнездо. Хилковы владели теми местами еще со времен царя Ивана Грозного!
Князь Яков Козловский имел репутацию завзятого охотника и театрала, чередуя охотничьи скитания по лесам с просиживанием персонального кресла в бельэтаже. Возможно, именно он и является героем давней легенды и «крестным отцом» уникальной елки. Скончался его сиятельство князь Козловский в 1808 году, поэтому если предположить, что ель на самом деле посадили по его приказу, то это могло произойти не позднее начала 1800-х гг. Кстати, по своему внешнему виду «царская», а, точнее, княжеская ель вполне соответствует своей легендарной двухвековой биографии. Характерно, что старые сосны, ели и березы вокруг старого дерева кажутся почти молодой порослью, хотя сами по себе тоже достаточно велики.
Однако возможное княжеское происхождение, которое молва давно переиначила в «царское», это далеко не все, что привлекает к «царь-ели» туристов и любителей экзотики. С этим деревом связано немало и других преданий. Например, считается, что если человек обойдет старую ель вокруг сотню раз, то тем самым ему непременно прибавится год жизни! И, говорят, есть немало желающих подобным образом продлить свой земной век, методично нарезая круги по опушке — даже тропу вокруг временами натаптывают. Впрочем, существует и иной вариант этого поверья, по которому надо не выхаживать кругом ели, а просто пробраться под опущенные до самой земли нижние разлапистые ветви и обнять массивный ствол. И чем дольше так простоишь, тем больше потом проживешь! Правда, обнять царственную красавицу достаточно непросто, так как даже у самых крупных мужчин размаха рук для этого попросту не хватает…
Вокруг «царь-ели» расположены уникальные грибные места. Рассказывают, что там на опушке из года в год неизменно вырастает великое множество белых и подосиновиков, причем грибы там появляются большими семейками и достигают крупных размеров. Особенно велики вокруг «царь-елки» подосиновики, некоторые из которых напоминают даже не грибы, а чуть ли не зонтики, вполне достойные соседствовать с огромной елью. И что удивительно, ни одной червоточины в них никогда не бывает. Про воздух, насыщенный ароматом хвои, и говорить нечего. Им не то, что дышать, его просто пить хочется!
Почитатели «царь-ели», некоторые из которых приходят к ней регулярно из года в год, просят не указывать точные координаты местонахождения уникального дерева, опасаясь за его судьбу. Поэтому никакие ориентиры ближе десятка с лишним километров здесь не приводятся. Будет очень обидно, если помнящее легендарные времена Екатерины II и до сих пор прекрасно чувствующее себя старое дерево украсит чей-нибудь «крутой» корпоратив в качестве новогоднего атрибута или же и вовсе пойдет на дрова. Право же, не царское это дело…
Николай Фролов.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2