Я назначена в госпиталь, начальником хирургического отделения. Ты довольна?»
Мама — начальник! Я была счастлива! Мне было 10 лет.
Так началась наша жизнь в ЭГ N 2015, действительно наша, так как я провела с тобой, мама, почти всю войну в госпитале, где в бомбоубежище у нас была комната.
Вот уже 50 лет в шесть часов вечера после войны я кладу там к окну цветы. Тебе, мама.
И сегодня я могу вспоминать о тех годах только через призму своего детского восприятия. Ты, мама, идешь по широкому, сводчатому коридору второго этажа бывшего института Благородных девиц.
Ты — маленькая, хрупкая мужественная женщина. Тебя уважают и любят раненые и персонал. «Золотые руки», — говорят о тебе. Твои любимые «девочки» — медицинские сестры: старшая сестра Дора Слепенюк, операционная сестра Таня Емельянова, комсорг Катя Борисова, моя названая сестра Сима Морсина, красавица Тося Мурик. «Иных уж нет, а те — далече…»
В госпитале по приему и обработке раненых организованы четыре дежурные бригады. Одну из них возглавляешь ты. Я, в своей белой мужской рубашке (мала для халата), подпоясанной бинтом, всегда рядом с тобой.
Дежурные сутки — конвейер тяжелой, напряженной работы — операции, перевязки, гипсование, уколы. Блеск инструментов. Под масками лица врачей и сестер. Я — в соседней проходной комнате перематываю на машинке стираные бинты, нарезаю марлю, кручу тампоны, складываю салфетки, замачиваю гипсовые повязки.
Операционная. Развороченное бедро раненого. Мне страшно смотреть, но ты специально посылала за мной — «чтобы привыкала».
Перевязочная. Красивый, почти мальчик, раненый. Пуля застряла под кожей лба. Ты объясняешь мне: «Здесь нужна пластика, у него вся жизнь впереди».
Ты оперируешь. Маска, эфир — я даю наркоз — большое поступление раненых — не хватает «рук».
1943 год. В филармонии фортепианный концерт Нины Емельяновой. Сквозь грохот разрывов — музыка, которая навсегда входит в мою жизнь. Спасибо, мама.
В госпитале радость. Главный хирург В.М. Белогородский награжден орденом Красной звезды (следующую Красную звезду получишь ты, мама). Поздравления в узком кругу. Шеф-повар ухитрился испечь настоящий торт. Валентин Михайлович берет свой кусок и… отдает мне. И все присутствующие следуют его примеру. В госпитале я — единственный ребенок — «дочь полка», как стали называть меня позже. И игрушки для меня делают — залитые в блюдцах и мыльницах гипсом яркие картинки — реликвии военных лет.
Перевязочная. Затемнение на окнах. Дежурит наша бригада. Распахивается дверь, в проеме — медсестра Сима. Глаза светятся: «Блокада прорвана!»
И был день, когда ты, мама, стоишь рядом со мной, и я чуть слышно произношу: «Служу Советскому Союзу», принимая из рук начальника госпиталя самую дорогую награду — медаль «За оборону Ленинграда».
1944 год. Ты, мама, уже главный хирург госпиталя, дошла до Берлина. Там, на здании Рейхстага, мама, есть и твоя подпись. А мне осталась толстая пачка твоих ежедневных фронтовых писем, чтобы знать и помнить
Автор: Ольга Николаевна Володимерова
#истории
#память
#вов
#Raisa
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
Банальность врачебного хамства!(