Автор: Сергей Герасимов (редактор/корреспондент)
Что вы делали в новогоднюю ночь сразу после 12? А вот большая часть рижан запускала салют. И ещё больше людей вышло на улицы его смотреть. Этот самодельный салют во всех микрорайонах столицы длился с переменной силой несколько десятков минут. При этом официального салюта в городе нет было — Рижская дума его не устраивает и призывает горожан не пользоваться пиротехникой, помня о войне и украинских беженцах. При этом согласно опросу, который провела сама Рижская дума — большинство рижан идею салюта поддерживает. Что они и наглядно показали думе в Новый год. Так, может быть, уже пора? После войны — да, будет самое время, заявил мэр столицы Вилнис Кирсис в передаче LSM+ «Сегодня вечером».
Журналисты LSM+ сегодня честно проездили по городу час в поисках остатков новогоднего салюта. Удалось найти только остатки петарды. Но это говорит лишь о том, что рижане становятся более сознательными и за собой убирают. Да и дворники вчера поработали. Но салют в Риге был. И еще какой! Пусть и неофициальный.
И всё это несмотря на то, что Рижская дума уже который год отказывается устраивать салют сама и настойчиво призывает других этого не делать.
Прислушиваются рижане к призывам думы или нет — сказать трудно. Но в новогоднюю ночь в столице было громко. Мэр Риги Вилнис Кирсис говорит — недавно по заказу думы провели опрос. 55% рижан — заявляют, что салют им нравится, 37% — говорят, что нет.
Сподвигнет ли это градоначальников возобновить традицию официальных праздничных салютов в Риге?
«Сейчас ситуация такова — мы солидаризируемся с народом Украины, с его борьбой за свободу. На расстоянии в 1000 км на праздники ракеты падали людям на голову. Многие украинцы нашли убежище в Риге. Это было бы несолидарно по отношению к ним, если бы мы тут запускали ракеты в воздух, пока там от других ракет люди умирают», — сказал председатель Рижской думы Вилнис Кирсис.
Но как быть с итогами опроса — можно ли сказать, что для 55% рижан этот аргумент не является решающим?
«Они это говорят в общем. Вопрос не был задан через призму Украины. Ясно, что многим салют нравится. Когда война закончится, Украина победит — тогда и отпразднуем».
Вообще — что это за тяга к салюту? Почему для более чем половины опрошенных рижан фейерверк обладает такой притягательностью? Это — часть привычного всем ритуала, объясняет социоантрополог Клавс Седлениекс:
«Это так называемые переходные ритуалы. В которых мы отмечаем переход из одного этапа в другой. Юбилеи, например. И, чтобы это ярко отметить используются разные приёмы. Салют — отлично подходит. Это что-то яркое, громкое и кратковременное».
Это можно делать и без вспышек, говорит учёный. Праздничные хлопушки, например, или те же залпы из пушек на 18 ноября.
«Но если смотреть на опыт — салют всегда был неотъемлемой частью празднования нового года. Сложно сказать человеку — знаете, сейчас мы будем мы будем праздновать Новый год, и это будет этот огромных переход, который мы всегда отмечали большим торжеством и салютом, но теперь салюта не будет — это уже будет не то», — поясняет социоантрополог.
Поэтому и заменить салют, например, лазерным шоу — не получается. Ничего более яркого, шумного и масштабного пока не придумано:
«Может люди всё понимают, может они и слышали призывы не пускать салют. Но мы знаем и в других аспектах — людям говорят не прыгать через костёр на Лиго — но каждый год люди попадают в больницы с ожогами. Они это делают по той же причине — это хорошо вписывается в этот конкретный ритуал».
LSM+ задал мэру Кирсису вопрос: следующий большой повод устраивать официальный или неофициальный салют будет после следующих выборов в думу — допускает ли градоначальник, что если власть в городе сменится, то и решение относительно салютов будет иным?
«Учитывая, что разные оппоненты, например, господин Шлесерс, говорят об Украине, им довольно всё равно, что происходит в тысяче километров. Я допускаю, что вопрос солидарности с борьбой за свободу их особо не беспокоит», — заявил в ответ Вилнис Кирсис.
Салюты, причем официальные, в ночь на первое января прошли в некоторых других городах. Например, в Даугавпилсе, Вентспилсе и в Валмиере.
Нет комментариев