М. Егорычев, Л.В. Мардахаев
Российский государственный социальный университет,
кафедра социальной и семейной педагогики
ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: УЧЁТ ТРАДИЦИЙ РОССИЙСКОГО
КАЗАЧЕСТВА
Аннотация: В статье рассматривается проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в современной
России. Авторы анализируют вопросы, касающиеся модернизации отечественной системы образования в решении проблемы
гражданско-патриотического воспитания российской молодёжи с учётом традиций российского казачества.
Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, традиции
российского казачества, воспитательно-образовательный потенциал России, отечественная культура.
Проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в современной России стоит достаточно остро.
Выход России (1991 г.) на новое пространство социально-экономического и социокультурного жизнестроительства, практически полностью разрушил институт социализации граждан страны, социального воспитания подростков и молодёжи. Прежние, сформированные в советское время смыслы и ценности, лежащие в основе гражданско-патриотического воспитания подрастающего
поколения, были подвергнуты уничтожающей критике и отвергнуты. Новые ценности творятся и утверждаются с огромным трудом.
В целом, как считают ведущие учёные страны (А.И. Субетто, В.Н. Турченко, С.И. Григорьев, А.Д. Лопуха, Л.В. Мардахаев, А.М. Егорычев,
И.А. Федосеева, А.И. Родионов, др.), институт воспитания и образования в новой России переживает жёсткий кризис. Учёные также отмечают, что воспитание, как таковое, практически исчезло из образовательных программ всех уровней системы российского образования (А.М. Егорычев, 2014; Л.В. Мардахаев, 2015).
Тем не менее, патриотически настроенная научно-образовательная общественность России, её огромный общественный актив, предпринимают разнообразные усилия для развития гражданско-патриотического направления, его включение в систему образования. Пишутся научные статьи, защищаются диссертации, организуются всевозможные социально-политические и социокультурные
мероприятия, открываются и работают молодёжные патриотические клубы, центры, общественные организациии, мн. др. Приходит понимание, что без разработки методологически чёткого гражданско-патриотического направления в государственной социальной политике, просто невозможно эффективно реализовывать все другие её направления, эффективно строить социальное государство (согласно ст. 7 Конституции РФ).
Вполне ясно, что молодёжь выступает основным звеном в долгосрочной политике государства. От уровня сформированности мотиваций,
сознания и мировоззрения подрастающего поколения зависит будущее страны, её устойчивое развитие. Мотивация отношения подростков и молодёжи ко всему происходящему имеет свои истоки в пределах
семьи, её ближайшего окружения, школы и тех сообществ, которые их окружают. Мотивация в этом возрасте в большей степени определена стремлением подражать старшим людям, неформальным лидерам и героям, которые своими поступками являют пример отношения к конкретному событию. Однако, лидеры и герои, которых
выбирают для подражания подростки и молодёжь, должны выражать ментальность отечественной культуры, быть близкими по духу русскому (российскому) человеку, находить отклик в их сознании и душе. Это и есть те самые «краеугольные камни», на которых взращивается истинная гражданственность и патриотизм (А.М. Егорычев, 2014).
К сожалению, современное СМИ, обладающее огромными ресурсами и возможностями создания идеала человека новой России, формирования мифологических образов героев нашей страны, тем не менее, огромного влияния на сознание и мотивацию подрастающего поколения не имеет.
Можно говорить о том, что российское СМИ работает крайне неэффективно, а в отдельных случаях их действия можно рассматривать как социально вредные, создающие реальные риски в
реализации государственной социальной политики.
Сегодня основные государственные документы и законодательные
акты, касающиеся вопросов образования и воспитания российской молодёжи (прежде всего в новом Законе об образовании в РФ), практически не обозначены и чётко не прописаны (конкретные цели
образования и воспитания; идеал личности, который формируется в системе образования).
Также необходимо отметить, что гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, как важнейшее направление государственной социальной молодёжной политики пока не
получило должного признания и практического выражения в образовательных организациях всех уровней российской системы образования. Все организуемые и проводимые мероприятия по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию
детей, подростков и молодёжи не носят системный характер и зависят, в большей мере, от энтузиазма её руководителей и участников.
Современная социально-политическая ситуация требует нового государственного подхода к организации системы гражданско-патриотического воспитания в РФ. Данная ситуация
обусловлена процессами, протекающими, как в мировом сообществе, так и процессами, имеющими место в России. Так события, происходящие в Украине, показывают, что недооценка этого важного направления в социальной политике страны, может породить огромные риски в развитии российского государства и общества, отрицательно повлиять на систему безопасности страны.
продолжение следует...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев