И ТАК ЛИ ЭТО ВООБЩЕ?
"Сейчас многие родители обеспокоены проблемой социализации подрастающих детей. У меня своих двое, они – подростки. И совсем не хотят добровольно выбираться из привычной среды обитания. После школы спешат домой, чтобы разойтись по своим комнатам. Другие мамы эту тенденцию подтверждают. Через год-два им предстоит поступать в институт или искать первую работу, но они не имеют никаких навыков общения с незнакомыми людьми. Что все решится само собой, я как то не слишком верю, знаю грустные примеры от своих подруг, когда совсем не плохие ребята не "вписались" в коллектив. Похоже, что наши дети - компьютерные одиночки. Подскажите, как ускорить процесс социализации подростка?" / Ольга, 37 лет
Начну с конца: ускорить процесс социализации не получится никак, к сожалению. Его (процесс) можно оптимизировать или создать заново, но сначала стоит выяснить, что на самом деле происходит с вашими детьми.
На самом деле, наши дети перегружены общением, причем чаще всего это общение – не по выбору («Я хочу дружить с Машей и Сашей, с Машей мне нравится играть в баскетбол, а с Сашей – в компьютерные игры»), а вынужденное: 7-8 часов ежедневно наши дети проводят в школе в чрезвычайно тесном контакте с людьми, которые не всегда им неприятны, а иногда и откровенно враждебны. И нет никакой возможности избежать этого общения.
Это вы считаете социализацией? Это нечто, прямо ей противоположное.
У очень многих (почти всех) детей после школы еще и дополнительные занятия, курсы, секции, музыкальные, художественные. То есть, опять – на людях и с людьми. Не знаю, как вам, но мне, например, после дня, проведенного в офисе, необходим весь следующий день в режиме полной тишины. А дети этой милости лишены, они должны с утра опять отправляться на тяжелую работу.
Мы как-то подсчитали с коллегами, что у современного старшеклассника 10-часовой рабочий день и шестидневная рабочая неделя. Это больше, чем у любого работающего взрослого. Мне кажется, что сидеть в своей комнате, уткнувшись в планшет – максимально здоровая реакция организма на сенсорную и социальную перегрузку.
Что можно предпринять, если вам кажется, что у детей есть проблемы.
✔ Разобраться, как на самом деле обстоят дела. Возможно, зайти в школу и поговорить с учителями: ребенок умеет подойти к преподавателю, выяснить, обсудить, договориться? Спросить у классного руководителя, как подросток проявляет себя в командных дисциплинах (если они есть).
✔ Спросить себя, есть ли у ребенка положительные примеры в вашей семье. Например, когда вы выезжаете всей семьей куда-то на природу, в отпуск, в гости, видит ли он примеры правильного социального поведения?
✔ Даете ли вы детям поручения, связанные с взаимодействием с незнакомыми взрослыми? Например, может ли он самостоятельно сходить в магазин, где надо разговаривать с продавцами? А в поликлинику за справкой? Обучаете ли вы планомерно этикету, правилам поведения, обращаете внимание на поведение окружающих? Или только возмущаетесь его безграмотностью и неуклюжестью?
✔ А знает ли ваш ребенок правила безопасности? Потому что, с одной стороны, «никогда не разговаривай с незнакомцами», а с другой – «он такой стеснительный, давайте его вылечим по-быстрому».
✔ Очень полезное упражнение – вечерние разговоры за столом о том, как прошел день У ВАС. Не допрос с пристрастием на тему школьных оценок, а театрализованное представление «Мой безумный день в офисе». Или «папа и идиоты на дороге». Потому что видеть-то они видят разные ситуации постоянно, а вот расшифровать смысл произошедшего, как потом мы понимаем, было не по силам.
✔ Если вам все равно кажется, что проблема серьезнее, чем нормальная подростковая строптивость и ершистость, приходите на консультацию к психологу, возможно, полезной окажется групповая работа в «мастерской общения» или индивидуальная терапия. Иногда за замкнутостью и нелюдимостью скрывается подростковая депрессия, которая требует лечения.
Катерина Демина
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев