✔ ПЕРВОЕ. С самого рождения ребенка очень важно, чтобы он слышал от Вас потешки, пестушки, колыбельные. Это фундамент для дальнейшего полноценного гармониченого развития ребенка, особенно развития его речи! Подробнее Вы можете прочитать об этом в статьях рубрики «Ребенок первого года жизни» и в статьях «Пестушки», «Потешки», «Колыбельные». То есть первые литературные произведения малыш слышит в живом исполнении от мамы. Очень важно правильно вести речевое общение с малышом. Необходимо, чтобы в пестушках, потешках взрслый тянул – интонационно выделял звуки. И делал паузы для того, чтобы малыш мог «вступить» в диалог. Например:
- В первые месяцы жизни (когда малыш гулит) – гласные: «Потягуууууунюшки, порастууууууунюшки, поперек толстууууунюшки. А в ручки хвастууууунюшки, а в ножки ходуууууунюшки. А в роток говороооооок. А в головку – разумооооок».
- В последующем при возникновении лепета – повторения ребенком слогов, — чтобы Вы выделяли голосом слоги и их повторение в потешке или песенке: «ай-ду-ду—ду-ду-дууу!», «три-та-тууушки- тра-та-таааа!», «аааай-лииии! Аааай-лю-лиии!»
Если Вы так будете произносить слова в потешках и песенках, то Вы будете помогать ребенку слышать звуки, прислушиваться к речи, выделять звуки из речевого потока и будете стимулировать подражание речи взрослых, то есть активное гуление и лепет малыша. Откуда взять потешки? Из сборников. Некоторые из них Вы видели на картинке в статье. Их можно будет использовать на втором году жизни уже для чтения детям.
Считаю лучшим сборником «Котенька — коток» с иллюстрациями Ю. Васнецова — это фундамент домашней библиотеки и начало начал в знакомстве малыша с литературой. Если кликнете по картинке книги, то сможете увидеть прекраснейшие иллюстрации разворотов книги. Это настоящее произведение искусства!
Мне очень нравятся и стихи Н. Пикулевой. Их часто публикуют в Интернете как «русский народный фольклор», на самом же деле это стихи нашей замечательной современницы – поэтессы. Ее стихи и стихи других современных поэтов для самых маленьких, песенки и потешки вошли в замечательный сборник «Ваш малыш. Игры и упражнения в песенках, потешках и стихах» (издательство «Стрекоза»). В этой книге очень удобно подобраны стихи — по темам: стихи для умывания, стихи для кормления, стихи — утешалки для детей первого года жизни. Замечательная книжка для мам!
Вопрос о потешках из детских книжек для самых маленьких. Мне часто задают вопрос – «Что делать, если у нас потешки «не идут» — я их выучила, делаю все движения из них. А ребенок просто смотрит на меня и… всё. Никакого интереса или желания что-то повторять или говорить со мной у него нет!» И вот тут я понимаю, что мы потеряли нашу русскую народную культуру пестования – взращивания малышей. Ведь раньше наши прабабушки всё делали интуитивно правильно! Но это замечательно, что мы хотим узнать народные традиции и применить.
Поэтому хочу уточнить, как играют с потешками с малышами в традиционной культуре:
Все потешки – это не наша взрослая «зарядка-демонстрация движений» перед малышом! А это, когда Вы действуете ручками и ножками ребенка и сопровождаете свои движения речью – словами потешки! Именно для этого потешки и созданы. Т.е. потешки – это не аудиодиск и не чтение их малышу по книжке, а наши с Вами активные действия – игра с пальчиками ребенка, его ручками, ножками. Если в пестушках малыш пассивен, и всё за него делает мама, то в потешках малыш сначала делает движения вместе с мамой (мама действует его ручками), а потом – сам! По слову!
Поясню на примере – как учить новую потешку: Неправильно: Вы кладете свои ладони на свою голову и говорите ребенку слова потешки: «На головушку сели. Сели – посидели» и далее поднимаете свои руки вверх и говорите: «Снова полетели!». Ребенок просто смотрит на Вас. Правильно: Вы берете ручки малыша в свои руки и делаете все движения вместе – рука в руке. Вы кладете ручки малыша на его головку и читаете текст «На головушку сели. Сели – посидели». Затем Вы поднимаете ручки малыша вверх своими руками и говорите слова текста: «Снова полетели!» После этого можно показать самой как летят птички и попросить словом: «Покажи, как птички летят?» Если малыш не может сделать по слову, сделать сначала его ручками (способ «рука в руке»). Постепенно малыш эти движения и строчки запоминает, и начинает сам делать действия и пытаться подговаривать – повторять за Вами разные звуки текста. Потешку – игру нужно повторять многократно в разных ситуациях с одними и теми же движениями.
✔ ВТОРОЕ. Во втором полугодии жизни малыша, особенно ближе к 12 месяцам и после года, малыш включается в активное рассматривание книги, в игру с картинками из нее. Ребенок показывает пальчиком («Где мишка?», может ответить Вам жестом (показать «Как полетели птички?»), пытается назвать картинки, играет с ними (например, после того как Вы «покормили» игрушку – киску, он пытается «покормить» киску на картинке. Она для него живая!)
✔ ТРЕТЬЕ. Очень важно, чтобы и мы – взрослые – читали книги (самые обычные книги), и дети это видели. Однажды меня спросили на моём дистанционном курсе для мам по развитию языковых способностей детей: «Нужно ли и полезно ли читать для воспитания ребенка ему вслух басни Лафонтена или Крылова и другую серьезную литературу?»
Отвечу так: Читать маме всегда полезно, а читать вслух и хорошую классику — тем более! И это просто замечательно, что ребенок видит, что мама читает! И видит, что мама любит книги! Но нужно делать это не для того, чтобы «внедрить» что-то своим чтением в ребенка, а просто так, для … себя, искренне, для души, — потому, что Вам это произведение нравится! Вы в нем что-то находите для своей души. Читать с радостью и упоением, получая от этого удовольствие! Просто так! И тогда малыш почувствует Ваше эмоциональное состояние и сам потянется к книге. И это будет воспитание талантливого читателя. А вот читать вслух взрослую литературу по графику «ради воспитания гениального ребенка» — ради него, чтобы в него что-то «вложилось» совершенно бесполезно! Ребенка мы учим и воспитываем своим примером, своим вдохновением, своей любовью к прекрасному, своими эмоциями и своим отношением! А не словами или графиком занятий с ним!
Ася Валасина, кандидат педагогических наук,
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев