Весь поселок выселили за 24 часа. Люди ехали в товарниках без еды. На родине оставались дома, хозяйство. Ни у кого не было возможности собрать вещи, все ехали в том, в чём спали. В дороге умирало много детей и пожилых от голода и холода. Семья Шнайдер потеряла двух маленьких сыновей. В дороге "контингент" кормили, но не всегда.
Семья Шнайдер попала в Сибирь, Красноярский край, Берёзовский район. После того как приехали, людей распределили по казармам. В одной комнате жили по 6-9 человек. Местные жители приняли приезжих настороженно. Решающую роль в выборе такой реакции сыграла их национальность. Мало кто знал из местных, что немцы проживали на территории страны с конца 18 века. Всех мужчин и женщин без детей отправили в трудармию на север добывать рыбу. Рабочие жили в бараках, кормили в основном солёной рыбой, давали хлеб, табак. Генрих Леонгардович не курил, свою пачку табака выменивал на хлеб. Так и выжил. Работали по пояс в холодной воде, 3 раза он тонул. «Вытащат баграми и опять работать. Даже обсохнуть не давали». Мало кто возвращался оттуда живым, многие погибли. Генрих вернулся, но больным. Он не очень любил рассказывать о том времени, когда был в трудовой армии, говорил, что было очень трудно: приходилось много работать, а кормили плохо, очень много людей умерло в эти годы. Как он только смог выжить?! Считал, что ему просто повезло в отличие от тех, кто не смог вернуться. Нужно было иметь большое мужество, чтобы выжить. Время было очень тяжёлое.
Моей бабушке Вале было 8 лет, когда их сослали в Сибирь, до этого времени она разговаривала только на немецком, поэтому приходилось очень тяжело учиться разговаривать на русском. Детям наравне со взрослыми приходилось тоже работать. Они чистили снег с крыш, дороги зимой. Летом сажали и окучивали картошку, пололи капусту, перебирали картошку в овощехранилище. Взрослые работали на лесозаготовках, а детей заставляли чистить делянки от мусора. С весны, еще снег стоял, всё лето босиком ходили, потому что не было обуви. От грязи кожа ног лопалась, сплошные раны открывались. Мыла не было. Зимой на улицу не выходили: одеться не во что было. Школа в посёлке была, но её закрыли, ссылаясь на плохие санитарные условия. «Что мы тогда ели? – вспоминала бабушка Валя, – летом было что покушать: лебеду ели, крапиву, щавель, грибы. Грибами часто отравлялись. Никто не смотрел, что дети оставались одни, беспризорные, когда родители были на работе. Всем досталось лиха сполна. Не жизнь, а ад». Бабушка вспоминала, что детьми они собирали в лесу ягоду, а потом несли в соседний посёлок за 17 километров и там меняли её на обрат. Ведро ягоды на ведро обрата. А потом осторожно, чтобы не разлить ни одной капли драгоценного напитка, несли домой, за 17 километров. Взрослым не разрешалось покидать спецпоселение, а дети могли уходить. Но, несмотря на все трудности, люди выживали, трудились. Шло время, люди обживались на новом месте. Немецкий народ отличается необычайным трудолюбием, аккуратностью, наверное, именно это помогло им выжить. Женщины-немки вязали вещи для местного населения: кофты с узором, ажурные шали, цветные варежки, вышивки. Какую же силу воли имели эти люди! Желание жить, осознание того, что на руках малые дети, надежда на возвращение – всё это помогло выжить.
Шло время, закончилась война, но переселенцы продолжали чувствовать себя пленниками: ведь необходимо было регулярно отмечаться у коменданта. И лишь 28 февраля 1956 г. на основании Указа ПВС СССР от 15 декабря 1955 г. все немцы были освобождены от поселения.
В 1957 г. мои родственники и большая часть немцев уехали в Казахстан, так как здесь началось освоение целинных и залежных земель. Сначала уехало несколько семей, узнать, какие условия, а позже переехали практически все. Поселились в совхозе «Правда» Джамбейтинского района Уральской (ЗКО) области.
Шнайдер Г. Л. (прадедушка) работал учётчиком в совхозе, прабабушка Амалия Фридриховна занималась внуками. В Казахстане жить было уже намного легче.
Здесь, в Казахстане, выросли, обзавелись семьями дети Шнайдер. Одна из них – моя бабушка Валентина – вышла замуж, переехала в совхоз «Каменский» Зелёновского (Байтерек) района. Работала в стройчасти, на машинном дворе. Родила и воспитала 4 детей.
Узнав трагическую историю своей семьи, я думаю: как выжили, где черпали силы, чем держались мои родные? Но ответ знают только они. А нам остается только восхищаться их мужеством и стойкостью. И помнить. (ПО СТРАНИЦАМ СОЧИНЕНИЯ БАШПАКОВОЙ Д.).
Комментарии 12
Они служили с моим братом Круговым Сергеем.