Кислые щи готовились из разных видов солода – ржаного, ячменного, гречневого. Добавляли дрожжевую закваску, муку, колодезную воду, изюм, мёд, мяту. Далее щи просто бродили, затем их дображивали в герметичных бутылках в тепле, а потом в них же, но только на холоде. Можно добавить фрукты, ягоды. На основе напитка готовили окрошку, ботвинью. В кислых щах вымачивали и даже отваривали лесную дичь, их использовали при мочении яблок и ягод. А также щи были хороши для того, чтобы поправить здоровье наутро после вечернего застолья.
Писатель Владимир Гиляровский писал о кислых щах в книге «Москва и москвичи»: «Кислые щи – напиток, который так газирован, что его приходилось закупоривать в шампанки, а то всякую бутылку разорвёт». Когда открывали бутылку, из нее вырывалось немного солодовой газировки, её и назвали кислыми щами или «штями».
Именно от бутылочных кислых щей произошла дразнилка – «профессор кислых щей». Правда, поначалу это была вовсе не дразнилка, а, напротив, нечто уважительное. Хорошие кислые щи приготовить непросто – они должны быть в меру сладкими, в меру с кислинкой, в меру газированными, не перебродить, не перекиснуть, не взорваться. Поэтому специалист по кислым щам действительно был сродни профессору. Но когда этот напиток вышел из употребления, кислыми щами стали называть только банальный суп из квашеной капусты.
Нет комментариев