О старце Порфирии Кавсокаливите рассказывает его биограф, почетный профессор Афинского университета Георгиос Крусталакис.
Старца не занимал внешний вид человека. На него не производила отталкивающего впечатления внешняя эксцентричность или провокационность поведения. Батюшка смотрел в глубину души. Он понимал: если внутреннее состояние человека придет в порядок, то будет в порядке и внешнее. Так поступали все великие отцы Церкви.
Как-то раз, много лет назад, когда старец еще служил в Афинской больнице, он шел по району Омония вместе с двумя девушками, его духовными дочерьми. Вдруг они увидели, что по противоположной стороне улицы идет молодая женщина вызывающей внешности. Она была одета в знаменитую юбку супермини, по моде того времени. Как только они ее заметили, старец говорит:
— Что скажете? Вы осуждаете эту девушку?
— Нет, геронда, — ответили они, зная его взгляды.
— Хорошо, что не осуждаете, — сказал старец. — Не судите людей по их наружности. У этой девушки удивительная душа! У нее есть сила души — с этим связано ее провокационное поведение. Представьте себе, что произойдет, если эта девушка узнает Христа, узнает то, что знаете вы? Несомненно, она достигнет больши ́х духовных высот!
Таков был способ наставления и воспитания отца Порфирия. Он наставлял чад опытно, наглядно.
Как-то в другой раз одна пара благочестивых родителей (отец — инженер, а мать — учительница) посетила старца, чтобы посоветоваться о своем ребенке — у него был бурный период юности.
«Геронда, — сказали они, — наш ребенок уже вырос. И нам с ним очень тяжело. Он поздно приходит по вечерам, не слушает нас, дерзит и водится с плохой компанией». Мудрый духовник ответил: «Сейчас вам следует помолчать. Спрячьте ваше „благочестие“. Не провоцируйте его. Сейчас вы ведете себя так, будто „одеты в хорошую одежду“, в лучшую, которая у вас есть, а он — „грязный“, „в лохмотьях“. Это ваше „благочестие“ его отталкивает и раздражает».
Еще один характерный пример наставничества старца. Много лет назад одна благочестивая девушка, выпускница университета «Пантеон», пришла к нему за советом и наставлением. Ей предстояло принять тогда важнейшее решение в своей жизни: эта девушка хотела встать на монашеский путь. Старец, хотя он никогда не был у нее дома и не знал ее семью, сказал ей: «Чадо мое, не провоцируй свою мать большим количеством икон в твоей комнате. Сними некоторые из них со стены, в этом нет ничего страшного».
В другой раз — это было в 1989 году — отец Порфирий позвонил в четыре утра одной духовной дочери. По Божественной благодати старец увидел, что девушка в это время нуждалась в поддержке. Он начал говорить с ней: «Знаешь что? Сегодня пришла одна женщина и попросила меня разобрать с ней Символ веры!» И старец начал разбирать Символ веры. Он говорил в течение получаса. Голос старца звучал необычно, словно это был не он — так всегда случалось, когда он читал священные тексты.
Этот звонок дал той девушке уникальную возможность общения и совместной молитвы с ее духовным отцом.
Святой старец верил, что самая важная поддержка и помощь, которую можно оказать человеку, состоит в том, чтобы выслушать его, когда он хочет с тобой поговорить о своих нуждах и проблемах или высказать свою боль. Составить ему компанию, оберегая от разрушительного чувства одиночества и отверженности, которое может сокрушить его личность. Любящие отеческие объятия преподобного старца были всегда раскрыты каждому, кто нуждался в нем. Духовный отец и чадо составляли единство двух сердец, которые бьются в такт, страдают, болят и надеются вместе.
Из книги Георгиоса Крусталакис «Улыбающийся святой. Жизнь и чудеса старца Порфирия Кавсокаливита», вышедшей недавно в издательстве «Никея».
Комментарии 1