Но главное было в другом. Как верно отмечает учёный С. Г. Кара-Мурза, «главное, что было достигнуто действиями Хрущева, — профанация (лишение святости) советского государства, разрушение его духовной связи с народом и одновременно создание комплекса вины в тех, кто это государство строил и защищал» (Кара-Мурза. Советская цивилизация).
В частности, тех же чекистов и бойцов НКВД, которые славно потрудились в борьбе с «врагами народа», басмачами, «лесными братьями», обычными бандитами и т. д. в предвоенные годы, и грудью встали на защиту СССР в годы Великой Отечественной войны и первыми приняли на себя самый страшный удар гитлеровский полчищ 22 июня 1941 г., замазали кровью и грязью. Превратили в чудовищ и палачей, прислужников «кровавого Сталина».
Необоснованные обвинения были выдвинуты против Иосифа Сталина. В частности, «культом личности» Хрущёв обозвал любовь народа к своему вождю, который организовал защиту и сохранение народа в самые трудный период его развития. Народ искренне любил человека, который помог построить новую цивилизацию, государственность и общество после цивилизационной, геополитической катастрофы 1917 года, устоять в борьбе с Западом и создать сверхдержаву. «Любой культ — сокровенная часть духовного мира. Когда эту часть вырывают грубо, грязными лапами, как это сделал Хрущёв, в ответ получают цинизм и глухую, часто неосознанную ненависть», — написал С. Г. Кара-Мурза.
Разрушение идеологических основ государства велось и через «приземление идеалов». Вместо далекого образа справедливой и братской жизни народу дали «советское» общество потребления. Как отмечает Кара-Мурза: «Всякое идеократическое обоснование государства включает две связанных вещи — утопию (идеал) и теорию (рациональное объяснение жизни и проекта будущего). Государственная идеология периода «оттепели» испортила оба эти компонента и разъединила их». Утопия была уничтожена ее недопустимым приближением («нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме») и опошлением (коммунизм означает «бесплатный проезд в городском транспорте»). А также уравниловкой. Хрущёв сразу разрушил принцип: «каждому по его труду». Повсеместно в СССР была введена уравниловка. Сколько ни работай — больше своей пайки-ставки не получишь. При Сталине имело смысл повышать образование и профессионализм: сколько ты заработал, столько и получил. Не забывали о материальной стимуляции не только служащих и рабочих, но солдат (сбил самолёт врага — получи, подбил танк — кроме награды и благодарности тебя ждёт ещё и денежное вознаграждение). Поэтому профессура и профессиональные рабочие могли получать больше, чем министры. Хрущёв это всё погубил, подорвав основы социализма.
Теория была испорчена непредсказуемостью проекта и отходом от здравого смысла при выполнении даже разумных программ: освоение целины, сокращение вооруженных сил, кампания по «внедрению кукурузы», «химизация народного хозяйства» и др.
Нарушение этих основ разрушило государство нового типа, которое строилось при Сталине, где власть служила народу. Партийно-чиновничья номенклатура при Хрущёве стала превращаться в новый класс эксплуататоров. Понятно, что это процесс не одномоментный. Поэтому в итоге Хрущёва и устранили от трона, когда его политика привела к возможности катастрофы. Однако процесс разложения советской «элиты» был запущен и в итоге привел к новой «перестройке» и катастрофе 1991 года.
Хрущёвский социализм начал принимать форму госкапитализма. Его основной признак — это постоянное повышение цен, причём на товары первой необходимости, ухудшение жизни народных масс. Если кто не знает, при Сталине, после ликвидации военных последствий (причём в кратчайшие сроки, что вызвало большое удивление на Западе, где надеялись, что Советский Союз будет восстанавливаться не одно десятилетие), регулярно снижали цены — с 1946 г. по 1953 гг. прошло 16 уценок на товары первой необходимости.
Нет комментариев