Лев Михайлович Доватор родился 20 февраля 1903 года в селе Хотино Витебской губернии (ныне Витебская область, Республика Беларусь) в бедной крестьянской семье. В 1917 году он уехал в Витебск и стал рабочим на фабрике. После Октябрьской революции 1917 года Доватор выполнял поручения ревкома: помогал продотрядам изымать хлеб, стал комсомольским активистом и в 1922 году был направлен в губсовпартшколу в Витебске, затем стал председателем Хотинского комбеда, занимался организацией Товарищества по совместной обработке земли.
В 1924 году Доватор добровольно вступил в ряды Красной армии. В 1926-м он окончил Военное кавалерийское училище. Через два года вступил в партию, служил политруком эскадрона в Верхнеудинске. В 1936-1939 годы Лев Михайлович Доватор учился в Военной академии им. М.В. Фрунзе, по окончании которой служил начальником штаба Особой кавалерийской бригады в Москве.
В 1938 году на съемках фильма «Александр Невский», у режиссера Сергея Эйзенштейна случилась заминка. Ему не нравилась сцена боя Князя Александра с Магистром. И как не старались прекрасные актеры Владимир Ершов и Николай Черкасов, режиссер был не доволен. И тут на глаза Эйзенштейну, попался подтянутый кавалерийский офицер, которого привел на съемки один из друзей режиссера. Кавалерист споро облачился в княжеские латы и сцена заиграла по новому. Знал ли кавалерист, что ему всего через три года, придется по настоящему рубить тевтонских захватчиков. Это был будущий генерал и Герой Советского союза — Лев Доватор.
«В атаку конь тебя несет, В бою нет ближе друга.От верной смерти он спасет — Хоть дождь, хоть снег, хоть вьюга.
В первые имя Доватора прозвучало в сводках в июле 1941 года, во время оборонительных боёв за Соловьёвскую переправу через Днепр, за эти бои он был награждён орденом Красного Знамени.
Но по настоящему полковник Доватор прославился в августе 1941-го года. Он командовал тогда отдельной кавалерийской группой, сформированной из казаков. Численность группы составляла не больше 3000 человек, но не зря говориться, что у страха глаза велики. Казаки так лихо рубили фашистов, что в штаб ОКВ доложили, что русских кавалеристов больше 50 тысяч.
Под командованием Доватора это конное соединение прорвало оборону немецко-фашистских войск на нескольких километрах по фронту. Появление кавалерийской части Красной армии, углубившейся на 100 км в тыл врага, вызвало панику среди фашистов. Далее был совершен глубокий рейд по немецким тылам, огненным вихрем пронеслись казаки, нанося удары по коммуникациям, уничтожая штабы и взрывая склады. Две недели продолжался этот рейд по землям Смоленщины. За это время кавалеристы Доватора уничтожили свыше 3000 вражеских солдат и офицеров, 9 танков, более 200 машин, несколько военных складов. Были захвачены многочисленные трофеи, а по маршруту рейда стали возникать партизанские отряды. За голову Доватора командование Вермахта назначило награду в 50 тысяч золотых рейхс-марок, немцами была спланирована широкомасштабная операция по уничтожению кав-группы, однако кавалеристы Доватора были неуловимы и карателям доставался только конский топот.
По итогам операции, Льву Михайловичу Доватору, было присвоено воинское звание генерал-майор.
А потом была Битва за Москву. С ноября 1941 года генерал Доватор командовал 2-м гвардейским кавалерийским корпусом, на Волоколамском направлении. 11 декабря 1941 года кавалерийский корпус Доватора был переброшен в район Кубинки. На этот раз был приказ преследовать отступающие немецкие части и не давать им покоя.
Почти 150 км корпус прошел по тылам отступающих немецких частей, и снова часовые в панике кричали Ахтунг! Козакен!
19 декабря корпус Доватора вышел к реке Рузе. Генерал Доватор по обыкновению решил лично осмотреть перед атакой расположение обороны противника, он поднялся на противоположный берег реки и попал под пулеметный огонь противника. Генерал-майор Доватор был смертельно ранен.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 декабря 1941 года гвардии генерал-майору кавалерии Доватору Льву Михайловичу за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Н
Похоронен Лев Михайлович в Москве на Новодевичьем кладбище.
Генерал-майор Доватор был награжден орденами Ленина и Красной Звезды. Именем Льва Доватора названы улицы многих советских городов: в Москве, Новосибирске, Иркутске, Казани, Челябинске, Ростове-на-Дону, Витебске и других. На месте, где погиб генерал, был воздвигнут обелиск.
***
Лев Доватор история одного из самых успешных кавалерийских командиров РККА времен войны
"Кавалерийская казачья группа под командованием полковника Доватора проникла в тыл фашистов и в течение продолжительного времени громила фашистские войска и коммуникации. В первом же бою казаки полностью истребили 3-й батальон 430 германского пехотного полка.
Казаки перехватили коммуникации, нарушали связь, захватывали радиостанции, жгли вражеские склады, рубили фашистских солдат и офицеров. Гитлеровское командование издало специальный приказ об "истреблении казачьего отряда". На следующий день этот приказ попал в руки наших кавалеристов. Прокладывая путь по болотам и глухим лесам, казаки появлялись там, где их меньше всего ожидали гитлеровцы. В одном из боёв казаки разгромили ещё один батальон противника, уничтожили 3 орудия, захватили 4 миномёта, 9 станковых пулемётов, радиостанцию, сожгли автомашины и склады с обмундированием и продовольствием. Затем казаки совершили налёт на фашистскую автоколонну и уничтожили 138 вражеских солдат и офицеров, разбили 58 грузовиков, 3 легковых автомашины, 3 цистерны с горючим.
Гитлеровцы бросали против наших конников танки, самолёты, устраивали засады, но казаки были неуловимы. Кавалерийская группа своим смелым рейдом нанесла врагу большие потери".
КАЗАКАМ ДОВАТОРА Игорь Шептухин Казачьи души из булата Ковал на Небе сам Господь, А на земле в намёт Доватор Бросал их в битве под Москвой.
Щемило яростно под сердцем И разливался злой азарт, Когда бежали в страхе немцы, Крича ужасное: « Kosak!»
Звенела огненная лава, Свистели острые клинки – Доватор-батька вёл со славой Свои бесстрашные полки.
В ядрёной русской злой метели Рубил надёжнее клинок, А с Неба радостно глядели БатькИ на доблестных сынов.
Никто не видел в этом чуда, Ведь вражьей своре суд настал. Судьёй была казачья удаль – Из ножен вынутая сталь!
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 1