Значит ищите себе новых инженеров и главного конструктора!
Почему якобы. Скорее всего, лексика была там совершенно другой. Поткин ведь был руководителем прямым, честным, по-военному жестким, обожал крепкое словцо, чтоб, как говорится, понятно было всем, даже самым "непонятливым". Его жена вспоминала, как была возмущена, узнав от секретаря своего мужа, что тот крепко "ругается" на рабочих совещаниях:
Я ему выговорила, мол, как ты, интеллигентный человек, можешь себе такое позволять. А он ответил: «Милая, да ведь невозможно иначе объяснить, кроме как через «твою мать»…
А вот штрихи к портрету из уже упоминавшейся книги "Главный конструктор. Владимир Поткин":
"Все знали, что Владимир Иванович нецензурно выражается. В этом искусстве его превзошел лишь его предшественник – Венедиктов , который настолько искусно выражался бранью, что все стояли и чуть ли не записывали афористичные фразы, вылетавшие из его уст. Но Поткину можно все простить. Мы с ним через окаянные дни прошли, защитили завод и отрасль от гибели. При этом был Поткин абсолютно справедлив. Помню одного замминистра, которого он не уважал. Так Владимир Иванович никогда и не ездил его встречать".
Как бы то ни было, его речь отрезвляюще подействовала на москвичей – Уральский вагоностроительный избежал «конверсии». Разработка «объекта 87» продолжилась.
Триумф и новые/старые проблемы
В таких невероятных условиях в 1993 был представлен и принят на вооружение новый танк Т-90. Ознакомившись с российской машиной, военный атташе США, констатировал:
"Это прагматичная концепция, гармоничная по стоимости, дальности стрельбы, защищенности. Превосходит любые мировые аналоги".
Но момент развала СССР оказался цветочками. Ягодки шли впереди. В середине 90-х гг. Уральский завод накрыл очередной кризис. Госзаказа нет. Уже выпущенные с конвейера танки Москва не оплачивает. Денег в бюджете кот наплакал. Предприятие снова на краю гибели. Гендиректор Уралвагонзавода Николай Малых вспоминал:
"Когда в 1997 году я пришел, предприятие было еле живое. Зарплату не платили по 7-8 месяцев. Рабочие буквально падали в голодные обмороки. Постоянные бастовали. Завод был на грани банкротства".
Предприятие держалось на чистом энтузиазме. Как говорится, в желудке пусто, но мозги работают.
Спасение откуда не ждали
Неожиданно забрезжила надежда. Индия выразила желание подписать контракт на пробную поставку российских танков. Успешные переговоры сулили баснословные для завода деньги. Малых вспоминал:
Комментарии 2