В своё время я уже писал о наиболее значимых денежных реформах в России за последние пять веков. За этот период времени можно насчитать около дюжины по-настоящему значимых реформ. И четыре из них приходятся на советский период истории:
1) 1922-1924 гг.;
2) 1947 г.;
3) 1961 г.;
4) 1991 г.
Остановлюсь на первой из реформ советского периода. Обычно, говоря о ней, всегда вспоминают золотой червонец, который стал чеканиться в 1923 году. С того времени прошло ровно сто лет.
Что собой представлял тот золотой червонец и в чем заключалась денежная реформа 1922-1924 гг? Может быть, из истории можно извлечь какие-то уроки для сегодняшнего дня, найти какие-то подсказки для наведения порядка в современной денежной системе Российской Федерации
А такого порядка явно недостаёт.
После октябрьской революции 1917 года большевики объявили о том, что в стране устанавливается режим «военного коммунизма». Этот режим предполагал введение всеобщей трудовой повинности (что-то в духе «трудовых лагерей» Д. Троцкого), прямое распределение всех производственных ресурсов и потребительских товаров, полное сворачивание товарно-денежных отношений, фактическую ликвидацию денег.
На некоторое время страна осталась вообще без центрального банка (Народный банк РСФСР был упразднен, правда потом опять был восстановлен). Одним словом, был проведен грандиозный эксперимент по введению натурального хозяйства в масштабах всей страны.
Но без денег жить и работать не получалось. Какое-то время граждане пользовались сохранившимися деньгами царского времени, иностранной валютой, «керенками» и прочими денежными знаками (которые печатали «самостийные» атаманы типа батьки Махно или военные правители типа Александра Колчака).
Чтобы погасить этот денежный хаос в стране, большевики отошли от крайностей «военного коммунизма» и признали необходимость эмиссии своих законных денег (объявив все остальные незаконными). В 1919 году Наркомат финансов РСФСР начал выпускать казначейские билеты, которые получили название «советских знаков», или «совзнаков».
К началу НЭПа (1921 год) совзнаки стали превалирующим видом денег на территории советской России. Они попадали в обращение преимущественно через государственные закупки и иные государственные расходы. Наркомат финансов не особенно себя ограничивал в использовании «печатного станка», эмиссия совзнаков нарастала, а производство товаров в стране в условиях гражданской войны падало.
Очевидно, что при таком раскладе совзнаки стремительно обесценивались. На языке экономической науки это называется инфляцией. Но это была не просто инфляция, а гиперинфляция. В течение месяца, а то и недели, денежный знак успевал обесцениться в несколько — иногда даже в несколько десятков — раз. Кстати, похожие процессы в это время происходили в образованной на руинах поверженной в первой мировой войне Германской империи Веймарской республике.
Гиперинфляция в немецкой экономике очень ярко описана в романе Эриха Марии Ремарка «Чёрный обелиск». А гиперинфляция в России нашла свое отражение в сатирических рассказах и пьесах Аркадия Аверченко, Михаила Булгакова, Михаила Зощенко.
Советские знаки обесценивались настолько быстро, что неоднократно проводилась их деноминация. Так, при выпуске совзнаков образца 1922 года 1 рубль новых денежных знаков приравнивался к 10.000 старых. При выпуске совзнаков образца 1923 года 1 рубль новых денежных знаков приравнивался к 100 рублям образца 1922 года или 1.000.000 более старых.
В некоторых учебниках эти деноминации называют первым этапом Советской денежной реформы.
Однако остановить обесценение денег они были неспособны — это был способ приспособления к «мистическому» процессу обесценения. А ведь партия и государство объявили еще в марте 1921 года о переходе на новую экономическую политику (НЭП), которая предусматривала восстановление и всемерное развитие рыночных, товарно-денежных отношений.
А рынка без стабильных денег не получалось.
Первый этап денежной реформы
Но вот, во второй половине 1922 года Наркомат финансов предлагает поставить барьер на пути инфляции в виде золотой валюты. И в качестве образца такой золотой валюты было предложено использовать золотой рубль, который родился в Российской империи в 1897 году в результате денежной реформы С.Ю. Витте.
Напомню, что в 1897 году не просто стали чеканить золотую монету — было решение о переходе России на золотой стандарт. Суть такого стандарта, который к тому времени уже установился во многих странах Европы, заключалась в нескольких моментах:
Во-первых, эмиссия денежных знаков Центральным банком обеспечена золотом, имеющимся в запасах ЦБ.
Во-вторых, держатели денежных знаков при желании в любой момент могут эти знаки разменять на драгоценный металл из запасов ЦБ.
Конечно, модель золотого стандарта выглядит безупречно с точки зрения обеспечения устойчивости национальной денежной единицы.
Проблема заключалась только в том, что ЦБ должен постоянно поддерживать такой запас золота в своих резервах, который необходим для эмиссии денежных знаков в количествах, потребных для экономики. А это задача не из легких. Издержки, связанные с поддержанием и наращиванием золотого резерва ЦБ могут превышать те плюсы, которые выражаются в железобетонной твердости курса национальной денежной единицы.
Например, ЦБ может поддерживать требуемый золотой резерв за счет золотых кредитов. Так, кстати, и было в Российской империи после 1897 года. России пришлось идти на поклон к Ротшильдам за золотыми кредитами (в руках этого клана сосредоточилось большое количество драгоценного металла после наполеоновских войн).
Внешний государственный долг Российской империи стремительно рос, и к началу первой мировой войны Россия имела самый большой внешний суверенный долг (при том, что ее экономика отставала от экономик таких стран, как США, Великобритания, Германия, а кое в чем — и от Франции).
Мне кажется, что инициаторы идеи золотой валюты из Наркомата финансов и из Совнаркома (совета министров) советского государства прекрасно понимали все плюсы и минусы золотого рубля. И решили пойти на очень тонкий и хитрый маневр. А именно – добиться стабилизации советского рубля путем обещания ввести полноценный золотой стандарт.
Запустив же с помощью такого квази-золотого рубля экономику, все-таки дело до полноценного золотого стандарта решили не доводить. При этом в сжатые сроки попытаться перевести бумажный рубль на гораздо более естественное и надежное обеспечение — а именно обеспечение товарами.
Что-то в духе поэмы «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, в которой о главном герое (Евгении Онегине) говорится:
«Он был глубокий эконом
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет»
Второй этап денежной реформы
Перед новым годом Государственный банк РСФСР приступил к выпуску банковских билетов в золотом исчислении номиналом в 1, 3, 5, 10 и 25 червонцев.
Напомню, что червонец — традиционное русское название крупных отечественных и иностранных золотых монет. Название происходит от термина «червонное золото» — старинного обозначения металла высокой пробы.
В Российской империи после введения в 1897 году золотого стандарта стали чеканиться золотые монеты номиналом 5; 7,5; 10; 15 рублей из сплава 900 пробы. Содержание чистого золота в 10-рублевой монете — 1 золотник 78,24 доли, или, округленно, 7,74 грамма. Общий вес монеты — 8,6 г.
Десятирублевую монету было принято называть золотым (металлическим) червонцем.
Эти деньги, как заявил Совнарком РСФСР, были полностью обеспечены государственными запасами драгоценных металлов и иностранной валютой, товарами и векселями надёжных предприятий. На банкнотах было написано, что 1 червонец содержит 1 золотник 78,24 доли (7,74 г) чистого золота, и подлежит размену на золото, а «начало размена устанавливается особым правительственным актом».
Имело место быть полное соответствие советского червонца червонцу царского времени.
За исключением того, в царское время эмиссия бумажного и металлического червонцев происходила одновременно. А в советское время эмитировались только бумажные червонцы с обещаниями начала чеканки металлических червонцев «в ближайшем будущем».
На полную мощность эмиссия советских бумажных червонцев вышла в 1923 году. В течение 1923 года удельный вес бумажных червонцев в общей денежной массе вырос с 3% до 80%. В это время уже начинался «угар» НЭПа, и большая часть советских бумажных червонцев сосредотачивалась в руках состоятельных горожан. Крестьяне червонцев почти не видели, для большинства из них купюра червонца была недосягаемой денежной суммой, в деревне продолжали преобладать денежные знаки.
Что, естественно, затрудняло восстановление сельского хозяйства.
Последняя попытка стабилизировать совзнаки была предпринята в конце 1923 года, когда была проведена еще одна их деноминация в пропорции 1: 100.
Согласно декрету СНК СССР от 7 марта 1924, эмиссия совзнаков была прекращена. На этот момент один червонец стоил пятьсот миллиардов рублей в советских знаках первого выпуска.
В это же время в дополнение к бумажным червонцам была начала эмиссия казначейских билетов с номиналами более мелкими, чем червонцы: 1, 3 и 5 рублей. Одновременно началась чеканка серебряной разменной и медной монеты номиналами 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20 копеек; 1 полтинник и 1 рубль.
Третий этап денежной реформы
Это было время, когда происходил обмен остатков находившихся в обращении советских знаков на бумажные червонцы, казначейские билеты и разменную монету. Изъятие советских знаков из обращения завершилось в августе 1924 года. На этом денежная реформа 1922-1924 завершилась.
Во времена НЭПа не было жестких ограничений на трансграничные перемещения национальных денег и иностранной валюты. Поэтому без особого труда советские бумажные червонцы покидали пределы советского государства и обращались за рубежом. По сути, советский червонец был свободно конвертируемой валютой, ничем не уступающей британскому фунту или американскому доллару.
Советский червонец можно было разменять или приобрести практически во всех странах мира. Им могли рассчитываться на фондовых биржах Лондона, Нью-Йорка, Вены, Берлина и др.
Советские червонцы были банкнотами с очень высокими номиналами, что способствовало тому, что их часто подделывали – как в нашей стране, так и за границей. Особенно банкноты с номиналом в 1 червонец, т.к. они имели изображение лишь на одной стороне.
А какова же судьба обещанного металлического золотого червонца? Он все-таки был отчеканен, ровно сто лет назад, в 1923 году. Но при этом со стороны государства не последовало ожидавшегося обязательства разменивать бумажный червонец на металлический. Металлических червонцев по стоимости было многократно меньше, чем бумажных. Монеты можно было купить на бумажные червонцы на свободном рынке.
Парадоксально, но бумажный червонец имел несколько более высокий курс по отношению к золотому. Это был признак высочайшего доверия к «золотой» банкноте Госбанка СССР.
Советский металлический червонец нередко называют «Сеятелем». На аверсе (лицевой стороне) монеты изображён герб РСФСР; на реверсе (оборотной стороне) — крестьянин-сеятель, изображение которого скопировано со скульптуры И. Д. Шадра.
По таким параметрам, как вес, проба, размеры советский червонец полностью соответствовал дореволюционной монете с номиналом в 10 рублей. Всего «Сеятелей» было выпущено 100 тыс. экземпляров. Все они датированы 1923 годом.
Чекана «Сеятелей» началась буквально через месяц после образования СССР, поэтому монету в спешке украсили гербом ещё РСФСР. В более поздней чеканке герб РСФСР был заменён гербом СССР. Однако монеты нового образца были отчеканены ещё более ограниченным тиражом, датированы 1925 годом и стали нумизматической редкостью.
Впрочем, монеты предыдущих чеканов также в обращении не были замечены; они сразу же стали объектами тезаврации и нумизматических коллекций.
Царский червонец в советскую эпоху
Мало кто знает, что в годы НЭПа — точнее с 1923 по 1925 — в СССР было отчеканено более 2,5 миллионов золотых монет царского образца номиналами 5 и 10 рублей. Царские получервонцы и червонцы были предназначены для иностранных пользователей.
Далеко не все на Западе готовы были принимать монеты с советской символикой, поскольку многие страны Запада в это время проводили бойкот советского государства. Запад в дополнение к торговым и кредитным блокадам СССР объявил ему еще и «золотую блокаду». Это был запрет на использование советского золота как средства расчетов по закупке товаров на Западе.
Во второй половине 1920-х годов, когда постепенно начал сворачиваться НЭП, стали устанавливаться ограничения на трансграничные валютные операции, шла подготовка к введению государственной валютной монополии. Был запрещен вывоз золотых червонцев частными лицами за пределы СССР. Немного позднее был запрещен вывоз и бумажных червонцев.
Говоря о советских червонцах, следует вспомнить, что в 1937 году в СССР была выпущена новая серия банкнот номиналами в 1, 3, 5 и 10 червонцев. Червонцы имели хождение на территории СССР в годы Великой отечественной войны, в том числе даже на оккупированных немцами территориях.
Червонцы просуществовали до денежной реформы 1947 года, когда старые банковские билеты были заменены новыми, выраженными в рублях.
Моя сознательная жизнь началась примерно двадцать лет спустя (когда кончил школу и поступил в институт). Но прекрасно помню, что слово «червонец» оставалось в обиходе советского человека. Под «червонцем» имелась в виду банкнота в 10 рублей. Или просто сумма в 10 рублей (цена товара, сумма долга, денежное накопление). Сегодня, к сожалению, слово «червонец» почти полностью вышло из обихода наших сограждан.
***
Подробно обо всех тонкостях золотого стандарта ХIХ века и последствиях присоединения к нему России: Катасонов В.Ю. «Золото в мировой и российской истории XIX – XXI вв.» (М.: «Родная страна», 2017)
Комментарии 1