Архиепископ Иларион (в миру Владимир Александрович) родился в 1886 году в семье священника с. Липицы, Серпуховского уезда Московской губернии. Его отличало большое прилежание и любовь к обучению. Он превосходно учился, начиная с духовного училища и кончая Духовной академией, которую он окончил в 1910 году со степенью кандидата богословия. «Очерки из истории догмата о Церкви», одна из первых крупных его богословских работ, за которую он получает степень магистра богословия. В стенах обители прп. Сергия Радонежского 28 марта 1913 года он принимает монашеский постриг с именем Илариона, а затем вскоре был рукоположен во иеромонаха. В этом же году он становится инспектором Московской духовной академии, его утверждают в звании экстраординарного профессора по Священному Писанию Нового Завета и возводят в сан архимандрита. Впоследствии он был удостоен ученой степени доктора богословия. Архимандрит Иларион был выдающийся богослов, проповедник и церковный деятель русской православной церкви. Его труды характерны церковным направлением, неустанной борьбой со схоластикой и специфическим латинством, проникшим в наше богословие с митрополита Петра Могилы. Его идеал – это церковность духовной школы и богословской науки. Его постоянное напоминание: вне Церкви нет спасения, вне Церкви нет таинств. Его по праву можно назвать богословом церкви, т. к. большинство его богословских работ были посвящены именно раскрытию православного учения о церкви. Он стал богословом церкви не только в своих творениях, но и в своей жизни и деятельности. Архимандрит Иларион был горячим сторонником восстановления патриаршества, и как член Поместного Собора 1917–1918 г., вдохновенно выступал на Соборе в защиту Патриаршества. 12 мая 1920 г. архимандрит Иларион был хиротонисан во епископа Верейского, викария Московской епархии. Его современники рисуют его портрет светлыми красками. Он молодой, жизнерадостный, всесторонне образованный, прекрасный церковный проповедник – оратор и певец, блестящий полемист с атеистами, всегда естественный, искренний, открытый. Физически очень сильный, высокого роста, с широкой грудью, имел пышные русые волосы, ясное, светлое лицо. Любимец народа, он был блестящий проповедник-оратор. Его проповеди звучат с амвонов церквей, словно колокол, призывая народ Божий к вере и нравственному обновлению.
Епископ Иларион пользовался большим авторитетом среди духовенства и своих собратий – епископов, называвших его за ум и твердость в вере – «Великим».
В июне 1923 года Патриарх возводит епископа Илариона в сан архиепископа.
В период, когда обновленцы ведут борьбу с церковью, архиепископ Иларион становится на ее защиту и отдает этому все свои силы. Он занимается восстановлением церковной организации, составляет ряд патриарших посланий. Для обновленцев он становится грозой и неотделим от Святейшего Патриарха Тихона. В декабре 1923 года архиепископ Иларион был осужден в Соловки, так вместе со всей церковью начинается его крестный путь.
И здесь, в Соловецком лагере, архиепископ Иларион остается верным богословом Церкви Христовой, ее исповедником и мучеником. Те, кто в это время находились в Соловках вместе с ним, являлись свидетелями его полного монашеского нестяжания, глубокой красоты, подлинного смирения, детской кротости. Владыку Илариона очень веселила мысль, что Соловки есть школа добродетелей – нестяжания кротости, смирения, воздержания, терпения, трудолюбия. Однажды обокрали прибывшую партию духовенства, и отцы сильно огорчились. Один из заключенных в шутку сказал им, что так их обучают нестяжанию. Владыка Иларион от этой шутки был в восторге. В смутное время, когда после обновленческого раскола проникли разногласия и в среду ссыльных архиепископов на Соловках, архиепископ Иларион явился настоящим миротворцем среди них. Он сумел на основе Православия объединить их между собой. Владыко Иларион был в числе епископов, выработавших в сентябре 1927 года текст так называемого «Послания соловецких епископов» – послания, имевшего громадное значение в борьбе с возникшими тогда разделениями. Как богослов Церкви, архиепископ Иларион, мыслил и утверждал, что только при соборности Церкви произойдет умиротворение церковное, вызванное обновленчеством и расколами, и утвердится нормальная деятельность Русской Православной Церкви в новых условиях – советского государства.
Крестный путь его завершился в декабре 1929 года. Он был отправлен на вечное поселение в Среднюю Азию, в Алма-Ату. По дороге его обокрали, и в Ленинград он прибыл в рубище, кишащем паразитами, и уже больным. Из тюремной больницы в Ленинграде он писал: «Я тяжко болен сыпным тифом, лежу в тюремной больнице, заразился, должно быть, в дороге, в субботу 15 декабря, решается моя участь (кризис болезни), вряд ли перенесу».
В больнице ему заявили, что его надо обрить, на что Преосвященный ответил: «Делайте со мной что хотите». В бреду говорил: «Вот теперь-то я совсем свободен, никто меня не возьмет».
Ангел смерти стоял уже у главы страдальца. За несколько минут до кончины к нему подошел врач и сказал, что кризис миновал, и что он может поправиться. Архиепископ Иларион едва слышно прошептал: «Как хорошо! Теперь мы далеки от...» И с этими словами исповедник Христов скончался.
Владыку Илариона похоронили на кладбище Новодевичьего монастыря, недалеко от могил родственников архиепископа, впоследствии Патриарха Алексея.
Вся жизнь архиепископа Илариона Троицкого была наполнена верой и любовью к Церкви Христовой, он стал ее богословом, мучеником и исповедником.
Тропарь священномученику Илариону Троицкому, глас 4
Во́ине Христо́в Иларио́не, сла́во и похвало́ Це́ркве Ру́сския, пред ги́бнущим ми́ром Христа́ испове́дал еси́, кровьми́ твои́ми Це́рковь утверди́ся, ра́зум Боже́ственный стяжа́л еси́, лю́дем ве́рным возглаша́ше: без Це́ркви не́сть спасе́ния.
Ин тропарь священномученику Илариону Троицкому, глас 4
Святи́телю Христо́в Иларио́не,/ сла́во и похвало́ Це́ркве Ру́сския,/ ра́зум боже́ственный стяжа́в,/ пред безбо́жники Христа́ дерзнове́нно испове́дал еси́,/ Его́же ра́ди страда́ния претерпева́я,/ лю́дем ве́рным возглаша́л еси́:// без Це́ркве несть спасе́ния.
Кондак священномученику Илариону Троицкому, глас 6
Иларио́не, священному́чениче Христо́в, служи́телей гряду́щаго анти́христа не убоя́лся еси́, Христа́ му́жески испове́дал еси́, за Це́рковь Бо́жию живо́т тво́й положи́. Красо́ новому́ченик Росси́йских, Руси́ святы́я похвало́, ты́ Це́ркве на́шея сла́ва и утвержде́ние.
Ин кондак священномученику Илариону Троицкому, глас 2
Сла́ву ми́ра сего́ оста́вив,/ Христу́ до́блественне после́довал еси́/ и, святи́тельское служе́ние восприи́м,/ венце́м му́ченичества украси́лся еси́,/ и ны́не, Престо́лу Бо́жию предстоя́,/ моли́ся, Иларио́не, иера́рше прему́дре,// спасти́ся душа́м на́шим.
Нет комментариев