Она приплыла на американскую землю еще в те времена, когда исландцы называли часть Канады «землей винограда» - Винланд.
Ее называли «величайшей женщиной-исследователем всех времен» и «самой путешествующей женщиной Средневековья».
Сразу после 1000 года нашей эры она родила первого европейского ребенка в Северной Америке. А завершила она свою глобальную одиссею пешим паломничеством в Рим. Однако сегодня мало кто может назвать имя этой необыкновенной леди-викинга, даже если слышал об Эрике Рыжем и Лейфе Эриксоне.
Смертельно опасные морские путешествия
Ее полное имя на современном исландском языке — Guðríður víðförla Þorbjarnardóttir — Гудрид Дальнепутешествующая, дочь Торбьёрна. Она родилась около 985 года на полуострове Снэфеллснес в западной Исландии и умерла около 1050 года в Глаумбэре на севере Исландии.
На карте выше показаны необычайные масштабы ее путешествий в период между этими датами. В общей сложности она совершила восемь морских путешествий по Атлантике. И это было очень опасно, а зачастую смертельно.
То немногое, что мы знаем о ней, почерпнуто из «Саги об Эрике Рыжем» и «Саги о гренландцах». Они известны под общим названием «Винландские саги», поскольку описывают исследование викингами и попытки заселения Северной Америки, часть которой исследователи назвали «Винландией»/»Винландом», в честь дикого винограда, который там рос.
Эти саги рассказывались и пересказывались по памяти, пока в XIII веке не были записаны на бумаге. Из-за этих 200 лет передачи из уст в уста они, вероятно, содержат множество несоответствий; например, Гудрид была замужем дважды в одной саге и трижды в другой.
Кроме того, в них свободно смешиваются факты и вымысел.
Их страницы пестрят драконами, троллями и прочими сверхъестественными вещами. Но главный постулат саг был доказан археологией: В 1960-х годах в Л’Анс-о-Медоуз, на северной оконечности Ньюфаундленда, были откопаны остатки форпоста викингов. Среди обломков было найдено веретено, используемое для прядения пряжи, что было типично женской работой.
Гудрид занимает настолько центральное место в «Саге об Эйрике Рыжем», что некоторые предлагают называть ее скорее «Сагой о Гудрид». А в «Саге о гренландцах» её называют «женщиной яркой внешности и мудрой, которая знала, как вести себя среди чужаков». Эта черта могла пригодиться при общении с коренными племенами Северной Америки, которых викинги пренебрежительно называли skrælings, скрэлинги («варвары», «дикари»).
Удивительная история Гудрид начинается примерно, когда ей исполнилось 15 лет. Тогда она вместе с отцом отправляется в Гренландию. Согласно одной из саг, она находится там вместе со своим первым мужем Ториром, который умер следующей зимой (№ 1 на карте).
По пути в Гренландию эмигранты терпят страшные бедствия: половина из них умирает в пути, а оставшиеся терпят кораблекрушение на маленьком острове у материка (№ 2). Их спасает Лейф Эриксон, сын Эрика Рыжего — друг ее отца. Именно благодаря этому событию Лейф получил прозвище «Лейф Счастливый». Исландцы и по сей день верят, что спасение на море приносит спасателям удачу.
Затем Гудрид поселяется в Гренландии (№ 3) и в конце концов выходит замуж за Торстейна Эриксона, брата Лейфа и сына Эрика. Лейф только что вернулся из странной новой земли, которую он обнаружил за океаном, и, согласно одной из саг, Гудрид присоединяется к Торстейну в неудачном путешествии на другой берег (№ 4).
Мертвый, поднимающийся со смертного одра
Вернувшись в Гренландию, молодожены проводят зиму с Торстейном Черным и его женой Гримхильд, чье поселение опустошает чума. Муж Гудрид оказывается среди тех, кого унесла болезнь, но он восстает со смертного одра, чтобы предсказать ей будущее: Она выйдет замуж за исландца, с которым у нее будет много детей и долгая жизнь; она покинет Гренландию, посетит Норвегию, совершит паломничество на юг и вернется в Исландию.
Гудрид возвращается в восточное поселение Гренландии (№ 5) и выходит замуж за Торфинна Карлсефни, купца из Исландии. По ее настоянию они вдвоем пытаются заселить Винланд с командой из 60 мужчин, пяти женщин и некоторого количества скота (№ 6). В Винланде Гудрид рожает Снорри Торфиннссона — первое сообщение о рождении европейца в Новом Свете. Год рождения точно не определен: где-то между 1005 и 1013 гг н.э.
Попытка заселения Америки длится всего три года. Суровые условия, изоляция и враждебные отношения с коренными жителями заставляют викингов отступить. Когда Снорри исполнилось три года, семья покидает Винланд и отправляется в Европу. Их встречают как героев при королевском дворе в Норвегии (№ 7). Они богатеют от продажи своих экзотических товаров и поселяются в Исландии на ферме Глаумбер в Скагафьорде (Glaumbær, Skagafjord — № 8).
Семья живет мирной, благополучной жизнью. Торфинн умирает от старости. Когда Снорри женится, Гудрид отправляется в паломничество в Рим (№ 9), по-видимому, в одиночку и пешком. Она посетила Ватикан, где, возможно, разговаривала с Папой о религии и о том, что ей довелось увидеть в своих путешествиях, но точных подтверждений этой встречи нет.
Когда Гудрид возвращается из своего последнего большого странствия, она обнаруживает, что Снорри построил для нее церковь, как она и просила. Здесь она проводит остаток своей жизни в уединении и созерцании: первая монахиня в Исландии, последнее достижение в её уникальной жизни.
Неизвестно, когда именно умерла Гудрид, но она не умерла в безвестности. Она основала могущественную и влиятельную семью. Среди ее знаменитых потомков были три первых епископа Исландии и составитель исландских саг XIV века, в том числе «Саги об Эйрике Рыжем».
Изменчивый мультикультурализм в Северной Атлантике
Предки Гудрид были гэльскими слугами Унн Мудрой, бывшей «королевы викингов» из Дублина, которая бежала в Исландию около 900 года н. э. и поселила своих последователей в безлюдной долине. Среди них был и дед Гудрид. Возможно, эта женщина-первопроходец послужила примером для Гудрид в ее попытке групповой эмиграции.
Две истории из саг проливают свет на изменчивый мультикультурализм в Северной Атлантике около 1000 года.
В то время христианство начало проникать в общины викингов, которые, однако, продолжали оставаться в основном языческими. Судя по всему, сама Гудрид была ранней христианкой, но не слишком крепкой в своей вере.
В доме друга семьи Гудрид оказывается единственной женщиной, знающей «странную песню», которая поможет пророчице Торбьорг провести магический ритуал. Поначалу Гудрид отказывается петь ее, ведь она христианка. Но ее легко убедили, якобы это поможет всем присутствующим и не повредит ее статусу христианки.
К тому же оказалось, что у нее прекрасный голос.
Еще одна история из саг, которая веками ставила читателей в тупик из-за упоминания двух «Гудрид» и традиционно отвергалась как рассказ о призраках, на самом деле может быть самым ранним записанным разговором между европейцами и коренными американцами.
Инцидент происходит во вторую зиму экспедиции, когда к поселению викингов вновь приближаются туземцы, прибыашие торговать. Гудрид находится за частоколом со своим годовалым сыном Снорри. И вдруг:
«…на дверь упала тень, и вошла женщина в черном. Она была невысокого роста и носила на голове шаль.
Ее волосы были светло-рыжего цвета, она была бледна, а ее глаза были больше, чем кто то когда-либо видел на человеческом лице. Она подошла к сидящей Гудрид и спросила: «Как тебя зовут?». «Меня зовут Гудрид, — ответила Гудрид, — а тебя как? На что та ответила: «Меня зовут Гудрид». Тогда Гудрид, хозяйка дома, жестом велела гостье сесть рядом с ней, но в этот самый момент раздался сильный грохот, и женщина исчезла».
Встреча с женщиной из беотуков
Возможно, эта история не такая уж жуткая, как сообщалось вначале. Более современное прочтение событий предполагает возможность встречи Гудрид с женщиной из племени беотук, основного племени Ньюфаундленда в то время. Возможно, коренная жительница просто повторяла слова скандинавки: Ek heiti Gudridr («Меня зовут Гудрид»). Так часто происходит между людьми, не понимающими язык друг друга.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1