Рынок онлайн-ретейла становится все более технологичным, прозрачным и конкурентным, создавая новые возможности для бизнеса и потребителей. О регионализации, маркетплейсизации и других трендах на рынке интернет-торговли в 2025 году рассказывает директор по электронной коммерции Т-Бизнеса Илья Кретов
После бурного роста маркетплейсов мы сейчас наблюдаем их закономерное замедление, которое продолжится и в 2025 году. По данным нашего исследования, в II квартале 2023 года ежегодный прирост продавцов на маркетплейсах составлял 34%, через год — 22%. Те изменения, которые уже сейчас происходят на рынке электронной коммерции, создают новые возможности для селлеров, которыми надо успеть воспользоваться.
Интернет-торговля в России: маркетплейсы www.restko.ru/market/12444 Примерно 90% GMV (совокупной стоимости всех товаров, проданных на маркетплейсах за единицу времени) приходится на 10% наиболее крупных продавцов. Новые селлеры не создают дополнительной ценности для своей продукции и, как следствие, не формируют нового уникального спроса, который мог бы привлечь к ним клиентов. Проще говоря, селлеры выходят на рынок с теми же предложениями, которые уже есть у других продавцов, и получают небольшое количество трафика.
Маркетплейсам в этих условиях приходится искать новые источники роста: повышать комиссии за продажу, комиссии за логистику (топливо дорожает, услуги курьеров растут в цене), рекламные расценки. Если повышается комиссия, растет и конкуренция среди селлеров, потому что им жизненно необходимо продвигать свои товары, чтобы увеличить продажи.
При росте конкуренции мелким селлерам остается еще меньше места, значит, их количество продолжит снижаться. Им приходится активнее бороться за свою долю рынка. Они начинают искать, как еще можно привлечь покупателя, например через расширение ассортимента или снижение цен.
Мы выделили пять тенденций, которые с высокой долей вероятности будут заметны в e-commerce в 2025 году. Среди них — тренд на регионализацию, выход селлеров напрямую к клиентам, минуя маркетплейсы, экосистемы и маркетплейсизация торговых сетей, применение искусственного интеллекта и усиление регуляторики.
Переход крупных селлеров на D2C-модель
Крупные селлеры в условиях роста конкуренции будут все больше развивать прямые каналы продаж (D2C-модель, direct-to-customer) и выходить к клиентам через собственные бренды и сайты. Как показывает исследование, наличие интернет-магазина или своего сайта играет важную роль в доверии к предпринимателю: 75% покупателей на маркетплейсах проверяют, есть ли у продавца сайт, чтобы уточнить информацию по товару или проверить надежность селлера.
Обладая собственным производством и средствами, крупные селлеры могут позволить себе отстраивать эту независимую от маркетплейсов модель и привлекать к ней трафик. Этому способствует и то, что комиссии маркетплейсов с высокой долей вероятности будут расти. И поиск новых площадок, где ниже комиссии, или переход к прямым продажам потребителю станет необходимостью для выживания бизнеса. Это общемировая тенденция, которую можно наблюдать в Америке и Восточной Азии. То есть маркетплейсы станут не единственным источником трафика, а одним из: селлер торгует на маркетплейсе и на еще 20 подходящих площадках. Уверен, что через два-три года это станет крупной темой.
Мы видим будущее рынка электронной коммерции как синергию нескольких бизнес-моделей: прямые продажи от брендов, взаимодействие через маркетплейсы, интеграцию с офлайн-торговлей и участие экосистем, созданных банками или бывшими платформами доставки еды. Такая смешанная модель клиентского пути позволяет максимально гибко удовлетворять потребности покупателей. Например, потребитель может увидеть товар в офлайне, заказать его через маркетплейс, а оплатить с помощью банковской экосистемы, которая предложит бонусы или кешбэк. Даже в традиционных товарных категориях, таких как одежда или бытовая техника, подобные гибридные подходы позволят удержать клиента и увеличить продажи.
Селлеры уходят в регионы
В 2025 году продолжится и усилится переток селлеров из Москвы и Санкт-Петербурга в регионы. Самый высокий прирост транзакций и оборотов на маркетплейсах в первом полугодии 2024 года по сравнению с первой половиной 2023 года наблюдается среди городов-миллионников в Омске (+43% по транзакциям, +62% по оборотам), Красноярске (+39%, +56%), Челябинске (+38%, +56%) и Новосибирске (+38%, +53%). В Казани при не самом большом приросте транзакций (+31%) произошел значительный прирост маркетплейсов по оборотам (+54%). Самый низкий прирост произошел в Москве: +19% и +29% соответственно.
Регионализация селлеров связана с перенасыщением аудитории в Москве и Санкт-Петербурге. При этом в регионах маркетплейсы продолжают строить склады и открывать новые пункты выдачи товаров. Это, с одной стороны, позволяет селлерам оптимизировать процессы, доставляя товары в пункты выдачи из ближайших складов, а с другой — облегчает процесс получения товаров покупателям, которые могут забрать товар в удобное время в пункте рядом с домом.
ИИ и оптимизация, чтобы остаться на плаву
Ближайшие годы для селлеров не будут простыми: высокая ключевая ставка, растут комиссии, сужается товарная матрица. Чтобы выжить, бизнесу придется пересматривать и оптимизировать стандартные процессы. И речь не только о снижении расходов, но и об оптимизации бизнес-процессов с помощью инструментов аналитики и нейросетей.
Мы видим уже сейчас, что технологичность бизнеса постепенно перестает быть уделом избранных. В помощь предпринимателям появляются не только удобные онлайн-инструменты для ведения бизнеса, но и развиваются чат-боты, которые можно настроить самостоятельно, создаются сервисы, подбирающие ключевые слова для продвижения и привлечения трафика. Но процесс диджитализации селлеров небыстрый: сейчас ИИ-инструменты на регулярной основе применяют менее 1% предпринимателей.
Многие селлеры на маркетплейсах недостаточно активно используют цифровые сервисы, особенно аналитические инструменты. Например, только 20% пользователей применяют продвинутую аналитику, а 71% ограничиваются внутренними инструментами маркетплейсов. Это оставляет значительные зоны роста, такие как использование независимых сервисов для глубокого анализа конкуренции, прогноза спроса и оптимизации цен. Освоение этих технологий позволит селлерам повысить эффективность бизнеса и свою конкурентоспособность.
В 2025 году продолжится преобразование маркетплейсов в экосистемы как разновидность партнерского взаимодействия. Когда-то эта история началась с Ozon, который использовал VK как витрину, чтобы загружать трафиком своих селлеров. Сейчас многие компании экспериментируют с рекламным взаимодействием в других экосистемах. Например, Т-Банк запустил в мобильном приложении сервис «Шопинг», представляющий собой витрину с ассортиментом разных магазинов в одном окне.
Можно ожидать, что появятся новые источники привлечения трафика. Онлайн-бизнесу важно следить за трендами, потому что в новых экосистемах, как правило, ниже конкуренция и, соответственно, дешевле стоимость трафика.
Здесь появляется интересная динамика. Классическая маркетплейсизация предполагает наличие логистической сети и инструментов для внешних игроков, которые позволяют реализовать такие продажи. Но торговые сети не всегда могут это обеспечить своими силами и начинают использовать ПВЗ или логистические конструкты более крупных маркетплейсов, с которыми они, кстати, еще и конкурируют.
Одновременно с этим появилась тенденция, что крупные торговые сети, например продавцы косметики, спорттоваров или DIY, начинают маркетплейсизироваться, то есть переходят в модель нишевых маркетплейсов. Если раньше онлайн-ретейлер покупал товар у поставщика, а далее продавал его, то сейчас все чаще такая площадка становится платформой, где поставщики могут сами продавать товары. К 2026 году объем рынка нишевых маркетплейсов может превысить 1 трлн рублей.
Усиление внимания регуляторов к онлайн-бизнесу
Нельзя сказать, что ранее маркетплейсы развивались в отрыве от регуляторики. Их деятельность всегда определялась законами и положениями о торговле и об электронной торговле. Новый тренд связан с тем, что фактически сейчас на рынке действуют два-три крупных маркетплейса, которые начали занимать доминирующее положение. На них приходится около 90% всех соответствующих транзакций в России. И эти крупные игроки формируют экосистемные платформы. Например, у них появились отдельные бизнесы логистики и финтеха. Развитие такого рода больших систем будет регулироваться законопроектом о цифровых платформах, который должен обеспечивать возможность сохранения конкуренции на рынке и предотвращать развитие монополистов.
Изменится налоговое регулирование и администрирование и для селлеров. Крупные компании, которые дробятся на маленькие ИП, чтобы платить меньше налогов, будут все чаще переходить на легальные способы ведения бизнеса, так как штрафы в разы больше налогов. Но в результате, скорее всего, вырастут издержки у продавцов, которые будут переложены в итоге в цену для покупателей. То есть рост цен тоже ожидается. А далее по цепочке из-за роста цен произойдет замедление спроса.
В целом есть тенденция, что внимание к онлайн-бизнесу со стороны регуляторов усилится, в том числе и внимание ЦБ к потоку денег. А значит, онлайн-предприниматели будут стремиться к максимальной прозрачности своего бизнеса.
Рынок e-commerce будет, безусловно, меняться. Но мы видим, что региональная экспансия маркетплейсов открывает доступ продавцов к широкой аудитории, одновременно усиливая конкуренцию и стимулируя инновации. Более активное регулирование и стремление предпринимателей к легализации бизнеса ведут к повышению прозрачности рынка, укрепляя доверие потребителей. Развитие ИИ упрощает рутинные задачи и повышает эффективность управления онлайн-бизнесом, а новые рекламные платформы расширяют возможности привлечения клиентов.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев