Рекордный по объемам экспорт, более скромный, чем два сезона до этого, урожай и все еще низкая рентабельность зерновых характеризует первую половину сезона-2024/2025. Forbes рассказывает, останется ли у России зерно для реализации экспортной квоты во второй половине сезона, почему экспортеры не зарабатывают даже при росте мировых цен и какого урожая ждать в 2025 году
Анализ рынка экспорта зерновых культур из России https://www.restko.ru/market/6378 По состоянию на 7 ноября сбор зерна в России с начала года превысил 128 млн т при условии, что обмолочены были культуры с 97% площадей, прогноз Минсельхоза по итогам года — 130 млн т зерна, в том числе 83 млн т пшеницы. Аналогичную оценку дает аналитический центр RUSEED — 130 млн т с учетом новых территорий*. «Окончательные данные будут известны в январе», — отмечают эксперты. Годом ранее урожай зерновых в России составил 142,6 млн т; таким образом, снижение год к году — 8,8%.
Экспорт прибежал в тупик
Особенность сезона — рекордные темпы экспорта в его первой половине, отмечает гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. «Этому, во-первых, способствовало появление большего числа экспортеров, между которыми, в частности, из-за ожиданий ограничений на вывоз во второй половине сезона возникла еще более жесткая конкуренция, — объясняет он. — Во-вторых, переменная экспортная пошлина отбивает у аграриев желание придерживать урожай, поскольку она съедает значимую часть сезонной премии за хранение». Кроме того, продолжает эксперт, рост ключевой ставки стал мотивировать производителей реализовывать зерно, переводить его в деньги, которые под выгодный процент можно положить на депозит в банке.
В первой половине сезона-2024/2025 (с июля по декабрь) объем экспорта зерновых и зернобобовых из России составил 29 млн т, включая пшеницу (25,1 млн т, +19,2% к аналогичному периоду прошлого сезона), подсчитали по просьбе Forbes эксперты аналитического центра RUSEED. Основные приросты экспорта отмечены в Нигерии (в 9,1 раза), Марокко (в 4,5 раза), Египте (+90%), а также в других странах Африки и Азии. Кукурузы вывезено 468 000 т, наибольший рост поставок отмечен в Египте (в 15 раз), Республике Корее (+180%), Турции (+70%). Ячменя экспортировали 2,84 млн т (-35,2% по сравнению с прошлым сезоном), активнее работать стали с ОАЭ (+37%) и Турцией (+27%).
«По нашим оценкам, за первую половину сезона-2024/2025 из России будет экспортировано порядка 34,5 млн т зерновых, что на 2 млн т ниже прошлого рекордного по объемам сезона, — подсчитал руководитель направления анализа аграрных рынков «Русагротранса» Игорь Павенский. — По пшенице вывоз составит около 29 млн т в сравнении с 27,7 млн т за аналогичный период сезона-2023/2024».
Суровые квоты
С 15 февраля по 30 июня 2025 года в России будет действовать квота на экспорт в государства, не являющиеся членами ЕАЭС, 11 млн т пшеницы и меслина (смесь пшеницы и ржи). Внутри квоты будет действовать плавающая ставка вывозной пошлины (демпфер), внеквотная ставка — 50%, но не менее €100 за тонну. Квота на вывоз ячменя, ржи и кукурузы составит 0 т.
«Уменьшенная квота с 29 млн т в прошлом сезоне до 11 млн т в текущем значительно ограничит возможности российских поставщиков зерна, — сетует Павенский. — По нашим оценкам, на фоне снизившегося экспортного потенциала сформируется напряжение на мировом зерновом рынке».
К концу декабря в стране остаются довольно компактные запасы зерна, что также ограничивает возможности экспорта, добавляет Рылько. Большей частью запасы сосредоточены на востоке страны и в Приволжском федеральном округе, откуда зерно вывезти логистически трудно, плюс есть серьезные вопросы к качеству. «За первую половину сезона освоено уже две трети экспортного потенциала, и даже с учетом логистики и качества возникают сомнения в том, удастся ли выбрать всю установленную Минсельхозом квоту», — комментирует он.
«Квоты на экспорт пшеницы и запрет на экспорт ячменя, ржи и кукурузы усилят предложение на внутреннем рынке, что приведет к стабилизации цен на зерновые. Зерно станет более доступным для переработчиков и производителей кормов», — в свою очередь, полагают эксперты RUSEED.
Зерно дорожает
«Жесткая квота на вторую половину сезона приведет к существенному уменьшению объемов российского зерна на мировом рынке, — предупреждает директор агрохолдинга «Зерно жизни» Андрей Зорин. — Трудно сказать, как это отразится на ценах в стране, но, вероятно, они все-таки будут расти с непредсказуемой скоростью».
«Мы полагаем, что Россия как главный поставщик пшеницы на мировой рынок в условиях ослабившейся конкуренции со стороны европейских стран будет определять динамику цен на рынке во второй половине сезона, — соглашается руководитель аналитического департамента «Газпромбанка» Дарья Снитко. — Запасы пшеницы в России ниже прошлых двух сезонов, хотя пока выше, чем в 2021 году. Но сокращение запасов, которое по факту определяет и снижение экспортного потенциала — это индикатор будущего сокращения экспортных отгрузок. Соответственно, это будет подталкивать цены, как минимум в Средиземноморье, вверх».
Стагнация спроса со стороны главных импортеров и достаточное предложение других экспортеров не позволили ценам на базисе FOB Новороссийск выйти за пределы прошлогоднего диапазона $220-240 за т, отмечает эксперт «Яков и партнеры» Станислав Ветошкин. «На данный момент экспортные цены ниже, чем в аналогичном периоде прошлого года, хотя во второй половине сезона-2024/2025 ожидается продолжение роста экспортных цен, который уже начался в декабре», — полагает Павенский.
Экспортные цены, действительно, пошли вверх уже в декабре, однако это вовсе не означает, что экспортеры получают хорошую прибыль, обращает внимание Рылько. «На второй неделе декабря наблюдалась рекордная отрицательная рентабельность: если считать в лоб, экспортеры теряли по $10-15 c т зерна, это, пожалуй, беспрецедентная ситуация», — поясняет эксперт. И для того, чтобы ее переломить, требуется еще более значительный рост экспортных цен при нынешних уровнях внутренних, что в текущем сезоне представить довольно сложно.
Цены на зерно сильно зависят от того, где, кем и кому оно реализуется, и в каждом случае они имеют собственное название. Это, в первую очередь, внутренние цены — те, по которым аграрии продают зерно со своих предприятий и элеваторов оптовикам, мукомолам или трейдерам. Портовые цены на зерно формируют экспортеры с учетом цен реальных контрактов импортерам за минусом цен сельхозпроизводителей вкупе с логистическими издержками по доставке до портов. Мировые же цены — это биржевые маркеры, отображающие ситуацию со стоимостью зерна в странах — участницах зернового рынка.
На середину декабря экспортные цены спроса на российскую пшеницу с протеином 12,5% с поставкой в январе выросли до двухмесячного максимума — $235 за т FOB (+$7 за т к предыдущей неделе), при этом цены предложения еще выше — $240 за т FOB, подсчитали по запросу Forbes эксперты аналитического центра «Русагротранс». Цены на пшеницу (4 класс, 12,5% протеин) в глубоководных портах выросли до 17 700–18 100 рублей за т без НДС (+500 рублей к предыдущей неделе) на фоне снижения экспортной пошлины и роста экспортных котировок. Цена в малых российских портах ослабла до 15 800 рублей за т (-300 рублей за т). Цены CPT Новороссийск с поставкой по железной дороге выросли до 18 800-19 300 рублей за тонну (+400 рублей за неделю).
«Цены на зерновые в России, по нашему прогнозу, будут оставаться стабильными, с возможными скачками в зависимости от состояния озимых и общей конъюнктуры мировых рынков», — говорит представитель аналитического центра RUSEED.
По данным «Яков и партнеры», экспорт зерна в сезоне-2023/2024 достиг 73 млн т, из них 56 млн т — пшеницы, 7 млн т — ячменя и 5 млн т — кукурузы.
За весь сезон-2024/2025 экспорт может составить 48,2 млн т, а с учетом зернобобовых — 51,3 млн т (- 29,7% год к году), из них 42 млн т — пшеница (-25% год к году), прогнозирует Павенский.
По его словам, среди факторов, которые могли бы поспособствовать вывозу, — возможный рост экспортных цен во второй половине сезона из-за снижения экспорта из причерноморского региона, в том числе из России. «А среди факторов сдерживания — гораздо более низкий экспортный потенциал по вывозу российской пшеницы и достаточно высокие внутренние цены в центре и на Волге в сравнении с экспортным паритетом при исчерпании потенциала вывоза из южных регионов», — заключает эксперт.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев