В мире растет спрос на редкоземельные металлы (РЗМ), незаменимые в высокотехнологичных отраслях, а также в производстве оборудования для возобновляемых источников энергии и оборонной промышленности. Поскольку Китай сегодня является крупнейшим в мире производителем РЗМ, то напряженные отношения с ним и странами Запада (в первую очередь США) вынуждают их принимать меры, чтобы избежать нарушения поставок
По данным геологической службы США (USGS), в 2023 году запасы 17 редкоземельных металлов в мире составляли 110 млн т, из которых 44 млн т находились в Китае. За ним следовала Бразилия (21 млн т), Канада (14 млн т), Россия (10 млн т), Индия (6,9 млн т), Австралия (5,7 млн т) и США (3,6 млн т). При этом российское Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) оценивает национальные запасы РЗМ гораздо выше — в 28,7 млн т.
Маркетинговое исследование рынка консервных банок из черных металлов в России 2019-2023 гг., прогноз до 2028 г. Анализ отрасли в текущей экономической ситуации (с обновлением) www.restko.ru/market/14243 Мировая добыча редкоземельных металлов в 2023 году в пересчете на их оксиды, по данным портала Investing News Network (INN), выросла за пять лет на 84%, до 350 000 т в 2023 году (со 190 000 т в 2018-м). Из этого объема львиную долю — 240 000 т — получил Китай, увеличив добычу с 210 000 т в 2022 году. Вторым крупнейшим мировым добытчиком, правда, сильно оторвавшимся от Пекина, были США, где добыто 43 000 т РЗМ (42 000 т в 2022 году). За ними следовала Мьянма, которая за год более чем утроила добычу (до 38 000 т с 12 000 т). При этом 70% добытых там РЗМ уходят в Китай, отмечает INN.
Четвертым крупнейшим добытчиком в прошлом году была Австралия с 18 000 т, без изменений к предыдущему году. На пятом месте находился Таиланд, где объем добычи в 2023 году составил 7100 т, что соответствовало уровню предыдущего года. INN отмечает, что эта страна является вторым основным поставщиком РЗМ в Китай после Мьянмы. Россия, по данным портала, добыла в 2023 году лишь 2600 т РЗМ, столько же, сколько добывала ежегодно в предыдущие пять лет.
Вместе против Китая
Почему РЗМ так важны? Они необходимы для производства высокотехнологичного оборудования, включая оборонную промышленность, в связи с чем для стран Запада, в первую очередь для США, независимость от Китая в поставках РЗМ — это вопрос национальной безопасности.
По данным Минобороны США, каждый состоящий на вооружении ВВС США истребитель F-35 содержит более 900 фунтов (400 кг) магнитов, изготовленных с использованием РЗМ, каждый типовой эсминец класса «Арли берк» — 5200 фунтов (2,4 т), а каждая подводная лодка класса «Вирджиния» — 9200 фунтов (4,2 т). Помимо этих видов вооружений, магниты, изготовленные с использованием РЗМ, применяются в крылатых ракетах «Томагавк», различных радарах, дронах и интеллектуальных (наводимых на цель) бомбах. Поэтому с 2020 по 2024 год министерство обороны США выделило более $439 млн на создание своих цепочек поставок, включающих добычу содержащих РЗМ минералов в США, а также разработку технологических процессов по выделению из них металлов и изготовлению из них нужных магнитов, говорится в сообщении министерства.
В июне 2022 года США и их ключевые страны-партнеры объявили о создании Партнерства по обеспечению безопасности полезных ископаемых (MSP). «Цель MSP состоит в том, чтобы обеспечить добычу, переработку и вторичное использование важнейших полезных ископаемых таким образом, чтобы поддержать способность стран в полной мере использовать преимущества своего геологического потенциала для экономического развития, — говорилось в пресс-релизе, опубликованном на сайте Государственного департамента США. — Программа MSP поможет стимулировать инвестиции правительств и частного сектора в создание стратегических возможностей — по всей цепочке создания стоимости».
В марте 2024 года 15 участников MSP — США, Австралия, Канада, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Индия, Италия, Япония, Южная Корея, Норвегия, Швеция, Великобритания и ЕС — провели встречи с представителями ряда стран Западного полушария, включая Аргентину, Бразилию, Чили, Ямайку, Мексику и Перу, для обсуждения «важнейших цепочек поставок минерального сырья, разработки проектов, а также возможностей и проблем в горнодобывающей промышленности и в области промежуточной и последующей переработки [полезных ископаемых]». Участники также указали, что работают над продвижением целого ряда проектов, связанных с добычей и переработкой полезных ископаемых, в том числе РЗМ, в разных регионах мира.
Новые игроки
Ряд стран, обладающих значимыми запасами РЗМ, объявили о намерении начать или нарастить их разработку. Одной из них стала Австралия: ее правительство согласилось выделить горнодобывающей компании Iluka Resources дополнительные 475 млн австралийских долларов ($300 млн) на строительство первого в стране завода по производству оксидов РЗМ для создания магнитов. Производственная мощность завода должна составить 17 500 т оксидов РЗМ в год, а его запуск намечен на 2026 год. В последние годы Австралия нарастила число проектов по добыче РЗМ: одна из крупнейших австралийских компаний в отрасли, не связанная с Китаем, Lynas Rare Earths, запустила в нынешнем году предприятие по выщелачиванию редкоземельных металлов. Правительство также предоставило пакет кредитов и грантов на сумму 840 млн австралийских долларов ($530 млн) компании Arafura Rare Earths, имеющей соглашение о поставках содержащего РЗМ сырья японской Hyundai. А экспортно-импортный банк США подписал необязывающее соглашение о предоставлении кредита почти в 1 млрд австралийских долларов ($630 млн) компании Australian Strategic Materials для поддержки проекта по добыче РЗМ металлов в Новом Южном Уэльсе.
В июне нынешнего года американская горнодобывающая корпорация Critical Metals подписала соглашение о приобретении контрольного пакета акций рудника РЗМ Танбреез в датской Гренландии. Ожидается, что после ввода в эксплуатацию рудник начнет поставлять РЗМ заказчикам в Западном полушарии для поддержки производства широкого спектра коммерческих продуктов нового поколения, а также удовлетворения спроса со стороны оборонной промышленности. Месторождение считается крупнейшим в мире с общим запасом оксидов РЗМ.
Казахстан, Киргизия и Узбекистан обладают значительными запасами РЗМ, сообщила вашингтонская исследовательская организация Центр каспийской политики (CPC). В обзоре CPC говорится, что в Киргизии находится 20 месторождений РЗМ. В феврале 2021 года сингапурская горнодобывающая компания Neon Mining заключила партнерство с канадской корпорацией Stans Energy о сотрудничестве в добыче РЗМ в Киргизии. CPC также указала, что минерально-сырьевой потенциал Узбекистана плохо изучен, и там пока известно о 14 месторождениях РЗМ, которые привлекли внимание иностранных инвесторов. Казахстан располагает 15 месторождениями РЗМ. В сентябре 2023 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что разработка месторождений редких и редкоземельных металлов должна стать приоритетной задачей. Он назвал эти металлы «новой нефтью». «Страны, которые смогут реализовать свой потенциал в этой сфере, будут определять вектор технологического прогресса всего мира», — подчеркнул он. Казахстан и США уже создали совместное предприятие для осуществления проекта геологоразведочных работ на месторождении РЗМ Акбулак в Костанайской области.
USGS и INN упоминают только одну африканскую страну, где добываются РЗМ — Мадагаскар. По их данным, в прошлом году там было добыто всего 960 т РЗМ, столько же, сколько и в 2022 году. Но по оценке исполнительного директора компании «Современные технологии георадиолокации» (СТГ) Эдуарда Аваняна, в Африке добывается несколько больше РЗМ. ЮАР, Демократическая Республика Конго, Малави, Танзания и Мозамбик добывают от 100 до 1000 т РЗМ в год, а в целом на долю континента приходится до 2% мировой добычи.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев