Снижение курса рубля к основным мировым валютам вызвало опасения, что импортируемые продукты могут резко подорожать. Однако эксперты, опрошенные Forbes, отмечают, что в 2024 году основной вклад в продуктовую инфляцию внесли товары местного производства, в то время как импортные сохранили прошлогодние ценники. Удорожание из-за курсовой разницы вполне вероятно, но это — процесс это небыстрый, и есть пищевые товары, не слишком остро реагирующие на изменение курса валют. Но есть и те, для которых этот фактор может стать решающим в ценообразовании
Маркетинговое исследование рынка растворимого кофе в Москве и Московской области 2018-2022 гг., прогноз до 2027 г. (с обновлением) https://www.restko.ru/market/10846 С 30 ноября по 2 декабря 2024 года официальный курс доллара Банк России установил на уровне 107,7 рубля, евро — 114,3 рубля, курс юаня — 14,7233 рубля. 29 ноября доллар и евро на Форексе достигли максимумов с начала марта 2022 года, дойдя до 114,75 и 120,73 рубля соответственно. По мнению собеседников Forbes, курсовая разница в скором времени скажется на стоимости ряда продуктов питания. И если с начала года большинство импортируемых пищевых товаров дорожали медленнее инфляции, то после резкого обвала рубля вырастут цены и на них.
Справляемся сами
В текущем году драйверами инфляции стали отнюдь не импортные товары, в топ подорожавших с начала года продуктов вошли, по данным «АБ-Центр» на 25 ноября 2024 года (есть у Forbes), картофель (плюс 94,9%), лук репчатый (плюс 45,8%), капуста белокочанная (плюс 37,7%), масло сливочное (плюс 36,5%) и свекла столовая (плюс 33,8%).
«Стоимость импорта изначально определяет его себестоимость для производителей, и она ниже российской по нескольким причинам, — объясняет независимый эксперт в сфере частных инвестиций Руслан Пичугин. — Аграрно развитые страны субсидируют своих фермеров, предоставляют льготные кредиты, а уровень процентных ставок в европейских странах не превышает 3-5% годовых. Стоит учитывать благоприятные климатические условия: больше солнечных дней в году, теплые зимы. Годовой уровень инфляции, например, в Еврозоне по состоянию на октябрь 2024 года составил 2%, увеличившись с 1,7% в сентябре».
Между тем в России рост стоимости продуктов обусловлен следующими причинами: климат, который вынуждает строить теплые помещения для ведения сельхоздеятельности и приводит к тратам на обогрев, размер ключевой ставки в 21% годовых, который влияет на себестоимость продукции, при этом рост цен на продовольствие ускоряется шестую неделю подряд, недельная инфляция достигла 0,36%, продолжает Пичугин. По его словам, наценки в рознице могут достигать от 40% до 400% в зависимости от географического расположения магазина и его класса.
Однако среди пищевых продуктов есть такие, которые исключительно ввозятся в Россию и не производятся (или в незначительном объеме) внутри страны, поэтому опасения относительно возможного подорожания импорта вполне обоснованы, говорят эксперты.
Доллар против мандаринов
В конце 2023 года сильные курсовые колебания привели к существенному росту цен на ряд импортируемых продуктов питания, например на бананы (плюс 47% год к году), апельсины (плюс 80%) и лимоны (плюс 40%). Поэтому уже сейчас, когда курс рубля устремился вниз, вновь звучат прогнозы роста цен на ряд продуктов, например на мандарины, которым пророчат подорожание порядка 30%. Рост курсов доллара и евро действительно может сказаться на стоимости продуктов питания для россиян, полагают опрошенные Forbes эксперты.
«Если слабый курс [рубля] продержится больше месяца, то на цены это определенно повлияет», — уверен исполнительный директор Института экономики роста им. П. А. Столыпина Антон Свириденко. Рост цен в рознице на кофе, чай, тропические фрукты и ряд других продуктов, которые не выращиваются в России, однозначно произойдет в ближайший месяц-полтора и составит от 15% до 20%, а продукты, которые не ввозятся, могут подорожать традиционно перед новогодними праздниками на 5-10%, а после этого цены стабилизируются, прогнозирует начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст», к. э. н. Олег Абелев.
«Даже если доллар снизится обратно до уровня ниже 100 рублей, волатильность все равно будет влиять на логику ценообразования, применяемую импортерами», — комментирует главный экономист Института экономики роста им. П. А. Столыпина Борис Копейкин. По его словам, скорость оборота при импорте выше в сегментах зелени, овощей и фруктов, и на фоне продолжающегося в рублевом исчислении роста зарплат попытки поднять цены там могут быть успешнее, чем в других.
«Ключевой вопрос — как надолго валюта закрепится на высоких уровнях», — резюмирует председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. По его словам, рост курса иностранной валюты по-разному влияет на различные ввозные товарные категории, но эффект переноса сказывается не моментально. «Например, быстрее всего на изменение валют реагируют скоропортящиеся импортные товары, такие как фрукты и овощи, — поясняет он. — Ретейлеры имеют незначительные запасы такой продукции и, как правило, работают по постоплате. А вот на группах товаров длительного хранения, таких как импортируемые вина, сыры, некоторые фрукты и овощи, например бананы или картофель, влияние валютного курса сказывается с отсрочкой по времени в несколько месяцев, поскольку по таким товарам у торговых сетей сформированы запасы».
Стабильные фрукты
По данным «АБ-Центра», по состоянию на конец ноября бананы, которые в России не производят, подорожали на 8,8% год к году. Апельсины, согласно информации «Росстата», за год, с октября 2023 года, поднялись в цене с 209,66 рубля до 211,44 рубля за килограмм (на 1%).
Апельсины поставляются в Россию из Египта, Турции, Марокко и южноафриканских стран, рассказывает основатель Petrova Five Consulting Марина Петрова. Средняя закупочная цена на них в долларах снизилась за год на 3,9%: турецкие показали падение на 17%, египетские и китайские — на 2%.
Хотя основными производителями бананов являются Индия и Китай, их Россия завозит в основном из Эквадора, говорит инвестиционный аналитик KasCapital Глеб Стяжкин. Иногда у нас появляются бананы из Китая, Вьетнама и Коста-Рики, говорит Петрова. Средние цены на этот фрукт в закупке в первой половине 2024 года были на уровне $960 за тонну, что на 4% выше прошлогоднего уровня, добавляет она.
Средняя цена бананов в рознице, по данным экосистемы технологий для автоматизации малого, среднего и крупного бизнеса «Эвотор», предоставленным по запросу Forbes, выросла в ноябре год к году на 3%, до 184 рублей за килограмм. Продажи в натуральном выражении превысили прошлогодние на 8%. Но за последние же три года цена на бананы выросла на 83%, а минимальная цена бананов в ноябре текущего года составляет порядка 125-127 рублей за килограмм, отмечает Петрова, ссылаясь на данные Росстата. «Пик подорожания бананов пришелся на время старта санкционного давления на Россию, 2022 и 2023 годы, сейчас же стоимость меняется больше из-за колебания рубля. Нехватки бананов в мире нет», — поясняет она.
Некоторые эксперты полагают, что, например, мандарины могут взлететь в цене на 20-30%. «Но ключевые розничные сетевые операторы уже много лет осуществляют прямые поставки из-за рубежа и, вероятно, будут делать все возможное, чтобы обеспечить российских покупателей самыми популярными фруктами, предложив наиболее комфортную в текущей политико-экономической ситуации розничную цену. Цены на цитрусовые и бананы в декабре будут пытаться удержать за счет промоакций», — считает Петрова.
Тем не менее, по данным «Эвотора», предоставленным по запросу Forbes, в ноябре 2024 года средняя цена мандаринов в несетевой рознице выросла за год на 10% и достигла 259 рублей за килограмм. В ноябре продажи мандаринов в натуральном выражении уже превысили прошлогодние на 11%. По оценке ресурса «Чек Индекс» компании «Платформа ОФД», динамика еще значительнее — 23% за год, до 252 рублей.
Поставщиками мандаринов в Россию из стран дальнего зарубежья являются Марокко, Египет, Китай и страны Южной Африки, объясняет Петрова. Самые дешевые поставлялись из Турции, цены на них в первом полугодии были на уровне $647 за тонну, что ниже, чем в 2023-м на 22%. Египетские мандарины поставлялись в пределах $860 за тонну, китайские — по $900 тонну, марокканские — по $1000 за тонну и южноафриканские — по $1270 за тонну. «После неурожая мандаринов в Турции, объем поставок из других стран с более высокой базовой ценой будет возрастать, что может привести к повышению закупочных цен, также изменение валютного курса окажет негативное влияние на розничные цены», — прогнозирует Петрова.
Горячие напитки
Кофе и чай тоже производятся за пределами России, поэтому цены на них также зависят от курса валют. При этом ситуация с чаем намного лучше, поскольку поставщиков этого продукта больше, говорят эксперты.
«Цены на кофе продолжают колебаться второй год подряд из-за проблем с урожайностью в Бразилии и Колумбии, — напоминает директор по развитию АПК и пищевой промышленности «Рексофт» Анастасия Вяликова. — Бразилия, крупнейший производитель, прогнозирует снижение производства кофе на 7% в следующем году, а экспорт из Вьетнама может упасть на 20%. Погодные условия, включая заморозки, негативно сказались на урожае».
По словам инвестиционного аналитика KasCapital Глеба Стяжкина, основные поставщики кофе в Россию — Бразилия, Вьетнам и Индия. Цена фьючерса на кофе за год выросла почти на 60%, до $295, хотя, например, в 2019 году она была зачастую ниже $100, отмечает Стяжкин.
Это отразилось и на ценнике для конечного потребителя. По данным «Эвотора», средняя цена молотого кофе в несетевой рознице выросла за год на 17% до 1,58 рубля за грамм, растворимого кофе — на 11% до 2,24 за грамм (в этой категории 40% продаж в несетевой рознице приходится на мелкопакетированный кофе 3-в-1, что влияет на более высокую цену за грамм, по сравнению с молотым).
В России наблюдается устойчивый рост потребления кофе, отмечает Вяликова. «Прогнозируется, что в этом году цены могут вырасти еще на 20–30%», — уточняет она. Тренд на рост цен продолжится, соглашается Стяжкин, ведь увеличивающееся потребление не будет поддержано большим производством из-за проблем с климатом.
Ситуация с чаем попроще, говорят собеседники Forbes. Половина производства чая приходится на Китай и Индию, остальное распределено по миру, сообщает Стяжкин, в основном на страны из глобального Юга. Россия в качестве основных партнеров использует Индию и Шри-Ланку, но идет импорт и из других стран. По данным Росстата, в России этот продукт пока не сильно вырос в цене: черный байховый чай с октября 2023 года по октябрь текущего года подорожал на 3%, до 1271,28 рубля за килограмм, пакетированный черный чай в упаковках по 25 пакетиков — на 1%, до 83,3 рубля за упаковку, а зеленый — на 2,9%, до 1364,56 рубля за килограмм.
Сейчас цена на чай находится на рекордных уровнях с 2020 года, $218 за фьючерс, говорит Стяжкин. И до конца 2024 года цены на чай могут вырасти еще на 5-10%, в основном для пакетированных сортов, в то время как цены на элитные и нишевые сорта останутся стабильными, прогнозирует Вяликова.
«У России в чайном сегменте есть преимущество за счет большого количества путей доставки, мы можем импортировать чай из разных стран, стараясь не допускать сильных колебаний цен, — рассуждает Стяжкин. — А ретейлеры стараются оптимизировать расходы, из-за опасений, что при сильном удорожании потребление значительно упадет. Но бесконечно оптимизировать расходы нельзя, поэтому Россию тоже настигнет тренд на рост цены, просто не резкий, а постепенный».
Какао не в шоколаде
Какао на мировом рынке дорожает уже давно, об этом ранее писал Forbes. Рост мировых цен уже сказался и на российской рознице. Средняя цена шоколадных плиток за год выросла на 28%, до 1,32 рубля за грамм, средний вес плитки снизился на 9%, до 75 грамм, подсчитали эксперты «Эвотора».
Россия завозит какао в основном из Эквадора, Турции и Кот-д`Ивуара, рассказывает Стяжкин из KasCapital. По итогам 2023 года суммарная стоимость ввезенного в Россию какао увеличилась в 2,1 раза, до $5,7 млн, из-за подорожания какао-бобов, подсчитал независимый эксперт Пичугин. «В этом году продолжаются закупки товара в Турции и у Эквадора, в ближайших планах в контексте решения вопроса дефицита какао-бобов также поставки какао-бобов напрямую из Нигерии», — добавляет он.
С весны цены остаются на рекордном уровне — около $7000–8000 за тонну какао-бобов, что вдвое превышает уровень 2023 года, отмечает Стяжкин. «Дефицит продукта сохранится в среднесрочной перспективе, — полагает Пичугин. — Прогноз по стоимости какао-бобов до конца года — $8500–9000 за тонну. В 2025 году предложение окажется выше спроса, это должно удешевить какао-бобы». Пока же российские ретейлеры всеми силами пытаются сдержать рост цен, чтобы не обвалилось потребление, но проблема дефицита глобальна, ее быстро не решить, и за сдерживанием последует взрывной рост цен, резюмирует Стяжкин.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1