Вначале добровольцев из колоний приняли в действующей армии осторожно, никто не знал, что от них можно ждать. Однако сейчас окружающие, в том числе командиры, относятся к вчерашним заключенным с уважением. Воюя в штурмовых отрядах, они доказали свою надёжность и храбрость. Искупать вину за проступки непросто, особенно когда ты делаешь это с оружием в руках, в зоне боевых действий.
В зоне Специальной военной операции они нашли себя. Свое признание. Но это здесь… А дома, «на большой земле», всё совсем по-другому. Дома им предстоит ещё доказать искупление неоднократно. Доказывать и доказывать. Ведь дома они для многих по-прежнему прежде всего бывшие «зэки».
Не секрет, что существуют объективные трудности с реабилитацией людей, вернувшихся из зоны проведения Специальной военной операции. А у бывших заключённых, помимо посттравматического синдрома, ещё и букет других социальных болезней. У многих проблемы с жильём, с работой, а общество на них смотрит косо, потому что за плечами каждого проступок, правонарушение, преступление. Как не оступиться снова в такой ситуации?
Ожидать того, что все заключённые, ушедшие добровольцами на СВО, изменились и стали добропорядочными гражданами, конечно, наивно и глупо. Понятно, что определённая их часть всё равно вернётся к своим порокам.
Даже в мирной жизни человеку, совершившему преступление и стремящемуся изменить себя, трудно это сделать. Нужны годы сложной, изнурительной работы над собой.
Безусловно, все испытания, которые выпали на долю тех, кто бился с врагом на передовой, изменят определённую часть этих людей, и большинство из них по возвращении домой, как минимум, попытается измениться.
Чем общество и государство могут им помочь? Если мы дали этим людям шанс, то нужен следующий шаг – создать систему работы с ними, которая подхватит проявившийся в них порыв. Поможет стать лучше и вернуться к нормальной жизни.
Ветеранам из числа бывших заключённых нужно, с одной стороны, контролировать, а с другой - помогать.
Пугать ими людей, внушать окружающим: «был негодяем и остался негодяем» - что это, как не попытка внести раскол в общество?
Верховный главнокомандующий, Президент России Владимир Путин 13 июня 2023 года во время встречи с военными корреспондентами привёл следующую статистику: рецидив среди людей, отбывших наказание, в некоторых случаях достигает 40%, а среди освободившихся «через СВО» – всего 0,4%…
В сто раз ниже.
Стоит отметить, что в настоящее время, порядок помилования и прохождения службы вчерашними преступниками претерпели серьезные изменения.
Если осенью 2022 года заключённых привлекали к участию в спецоперации на полгода, а потом уже они получали помилование, то теперь вместо помилования им оформляют условно-досрочное освобождение, и они должны как и мобилизованные участвовать в спецоперации до её окончания. И только тогда будут помилованы. Впрочем, это может случиться и досрочно – в случае получения награды или ранения.
Стало ли желающих искупить вину кровью меньше после изменения порядка прохождения службы?
Ненамного.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев