Друг и личный Его Величества токарь Андрей Константинович Нартов писал:
«Никогда сердца своего никакой женщине в оковы не предавал, для того чтоб чрез то не повредить успехам, которых монарх ожидал от упражнений, в пользу отечества своего восприятых. Любовь его не была нежная и сильная страсть, но единственное только побуждение натуры».
Безусловно, на первом месте у Петра были мысли прежде всего о преображении отечества, а вот на втором, конечно, женщины.
Личный Его Величества лейб-медик Роберт Карлович Арескин писал:
«У него (Петра)
внутри сидел легион демонов сладострастия». А вице-адмирал и приближённый к императору Никита Петрович Вильбоа вспоминал, что у царя случались буквально припадки бешеной страсти, овладевавшие Петром
.
Кстати, монарх и за пределами отечества не изменял себе. Есть одна любопытная история: будучи с Великим посольством в Англии, Пётр Алексеевич сблизился с «актёркой» Кросс. А когда она ему надоела, велел Меншикову передать ей несколько сот гиней. Меншиков исполнил приказ. Однако Кросс возмутилась:
почему так мало? Узнав о недовольстве метрессы, царь написал ей записку:
и того, что дал, слишком много.Сложно представить, сколько женщин было у царя. В памяти остались лишь самые яркие моменты: Монс, Гамильтон. Однако к концу жизни «демоны сладострастия» стали посещать его всё реже. Возможно, это было следствием бурной молодости, которая негативно отразилась на здоровье Петра.
Тем не менее незадолго до смерти эти самые демоны навестили императора в последний раз. Пётр влюбился в Марию Кантемир, дочь молдавского господаря, которая была младше его на 28 лет. Девушка была красива, хорошо образована, свободно говорила на нескольких языках, увлекалась философией и математикой.
Однако Екатерина Алексеевна, у которой в последнее время были сложные отношения с царём, не теряла бдительности. Когда в персидском походе (1722–1723) Мария забеременела, императрица наняла врача, который помог ей избавиться от ребёнка.
Вероятно, Пётр мог бы жениться на Кантемир. При дворе активно ходили слухи, что император намерен расстаться с женой – отправить её в монастырь, как когда-то первую жену Евдокию, а может и казнить. Это предположение укрепилось после истории с Виллимом Монсом. Царь узнал, что Екатерина имеет интрижку с молодым адъютантом, и отправил его на плаху.
.
Однако скоропостижная смерть императора спасла Екатерину. Поговаривали, что супруги перед самой смертью Петра помирились. А ещё поговаривали, что будущая императрица несколько дней проливала слёзы. Правда, так и не ясно — от горя или от счастья.
***
Нет комментариев