12 ноября исполнилось 70 лет советскому и российскому писателю, поэту, драматургу, киносценаристу и общественному деятелю, председателю Национальной ассоциации драматургов Юрию ПОЛЯКОВУ. Накануне он поделился своими размышлениями о текущих переменах в обществе, состоянии культуры и отказе от «либеральных химер» с главным редактором «АН» Андреем УГЛАНОВЫМ. Писатель не обошёл стороной и тему военного противостояния России с Западом на территории Украины.
– Юрий Михайлович, прежде всего коллектив нашей газеты поздравляет вас с 70-летием. Желаем вам дальнейших творческих успехов. Как бы вы охарактеризовали сегодняшнее время? Это очередные перемены? Но ведь они у нас практически не стихают. Что это – ломка эпох, передел мира, изгнание бесов, наконец?
– Знаете, я даже не надеялся, что «рок событий», влекущий нас, преподнесёт мне к юбилею такие подарки, я бы даже сказал, дары. Во-первых, я буквально физически ощущаю, как рушатся в обществе либеральные химеры, симулякры общечеловеческих ценностей, гипнотическая вера в западные «потёмкинские деревни», всё то, что так долго и искусно нам навязывалось. БРИКС – это очевидный прорыв. Только не надо бы уравновешивать его в России «Гайдаровскими форумами» и Ельцин-центрами.
Успешное продвижение в Новороссии тоже даёт надежду на окончание СВО и достижение тех целей и задач, что были поставлены президентом, а точнее, ходом Истории. Наконец, та внутренняя распря, которую американцы столетия успешно насаждали в других странах, бумерангом прилетела к ним самим. Как писал Грибоедов, «угодно ль на себе примерить?». Главное, чтобы сама «Ставка» в последний момент от этих целей не отреклась. Так уже бывало.
Есть некоторые опасения, особенно когда смотришь на то, что происходит в нашей культуре, а власть делает вид или в самом деле не понимает этих опасных процессов. Дело в том, что научить разбирать, чистить автомат Калашникова и метко стрелять может хороший инструктор. Кого взять в прицел, доведёт старший, он же даст команду: «Огонь!» А вот то, ради чего стоит брать в руки оружие, может объяснить только родная культура, где доминирует патриотическое, а в военное время – ратное сознание. Теперь пример. Юбилей «солнца русской поэзии». Концерт из Болдина транслирует центральный канал. Пушкина читают, поют, танцуют… Сижу и жду, когда же прозвучит знаменитое «Клеветникам России», словно специально написанное для времён СВО:
Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России
Среди нечуждых им гробов.
Не прочитали! Пустяк? Нет, это демонстрация силы вполне определённых сил в нашей стране. Это примерно как после гибели нашей эскадры в Цусимском сражении послать из ресторана поздравительную телеграмму микадо. Я отнюдь не преувеличиваю. Кто-то разбирался в этом болдинском демарше? Никто. Государь, «хозяин земли Русской», тоже посмеивался над банкетными оппозиционерами. А теперь он со всем семейством возведён в великомученики…
– Сейчас на Украине, на нашей исторической территории, русские люди воюют друг с другом, о чём долгие годы мечтал весь «цивилизованный Запад», грезил злобный Бжезинский и многие другие западные «мыслители». Как мы к этому пришли и могла ли Россия не допустить этого?
– Конечно, как сказал классик, «каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны», допустим, у меня, как гуманитария, слишком наивно-эмоциональный взгляд на тонкости большой политики. Тем не менее некоторыми соображениями я поделюсь. Неужели печального исторического опыта СССР недостаточно, чтобы понять раз и навсегда: игры даже в показную, сувенирную государственность частей единой страны плохо заканчиваются.
Стремление ослабить слишком большой и сильный государствообразующий русский народ с помощью накачивания его субэтносов до ощущения самодостаточного народа, каковым он не является, приводит к тому, что начинаются братоубийственные конфликты, как тот, что сейчас идёт в Новороссии. Нельзя навешивать новые и новые «бонусные» территории на строптивый регион, как брюлики на ветреную бабёнку. Тогда уж точно уйдёт к другому. Нельзя сиюминутные политические гешефты между центром и местными элитами решать за счёт передачи территорий, не имеющих к ним никакого культурно-исторического отношения. Вы, чтобы кухню перепланировать, замучаетесь по инстанциям бегать, а тут раз – полуостров отдали, два – казачий регион… И так без конца. Теперь отвоёвывать приходится.
А вспомните коренизацию на Украине ещё в двадцатые годы, когда абсолютно русский Донбасс, приплюсованный к Малороссии, чтобы усилить рабочий класс региона, заставляли говорить на ещё толком не оформившемся «мовоязе»! За русский язык со службы увольняли! Вы думаете, теперь по-другому? Лет пятнадцать–двадцать назад я писал: если мы не приведём к единому знаменателю учебники истории стран СНГ хотя бы в той части, где трактуется наше общегосударственное прошлое, имперское и советское, о едином пространстве Евразии можно забыть. Нет, до сих пор пишут такую ересь, будто мы их, как негров, плантаторам продавали. Геополитическая деликатность? Проходили. По какой такой непонятной причине мы признали третий тур Ющенко? И бандеровщина на Украине стала необратима.
Кто нас заставлял? Мировая закулиса? Я часто бывал на Украине до 2014 года, у меня там шли спектакли, мои книги были там лидерами продаж. Кажется, кроме Русского дома во главе с Костей Воробьёвым, моим ещё комсомольским соратником, продвижением интересов России там никто не занимался. Мол, куда денутся? Увы, процессы, идущие сегодня в иных наших национальных регионах, подозрительно напоминают то, что творилось в конце 1980-х в союзных республиках. Это что – «неокоренизация»?
А разве можно в многоплемённой стране, где немало национальных автономий, убирать из паспорта графу «национальность»? А национальные республики тогда откуда? Это как в поликлинике на всех дверях написать «врач», а от чего кто лечит, пациенты как-нибудь разберутся. А зачем убрали-то? Маммолог, видите ли, может обидеться, что слишком много вокруг терапевтов. И этот межэтнический иллюзионизм нам ещё аукнется. Что, из наших паспортов Бжезинский графу «национальность» убрал? То-то и оно…
– Часть своей воинской службы в 1976–1977 годах вы проходили в должности заряжающего 152-миллиметровой самоходной артиллерийской установки (САУ) «Акация». Сейчас во фронтовых репортажах с Донбасса тоже фигурирует «саушка» такого же калибра. Какие-то ассоциации при этом у вас возникают?
– Я начинал службу в городке Дальгове, сейчас он уже вошёл в черту немецкой столицы. Наш дивизион новёхоньких «Акаций» мог в случае чего накрыть Западный Берлин, его было видно с холма. Прямо за воротами нашей части проходило Гамбургское шоссе, соединявшее Западный Берлин и ФРГ, а над трассой, по которой транзитом шёл поток транспорта, пролегал воздушный коридор для самолётов, им, кстати, пользовались и разведывательные «рамы» НАТО, спускавшиеся так низко, что можно было рассмотреть пилота. Трогать нельзя: Потсдамский договор. Такие удобства имела поверженная Германия. Потом меня перевели в газету «Слава», располагавшуюся при политотделе дивизии, это уже Олимпишес дорф. Да-да, та самая Олимпийская деревня, которую немцы построили специально к играм 1936 года, куда мы сборную демонстративно не прислали, зато самые многочисленные команды США, Франции, Великобритании к Гитлеру гуртом валили и жили в лучших коттеджах, в одном из них обитала потом наша комендантская рота. И теперь эти общечеловеческие уроды запрещают России выступать на Олимпийских играх с государственным флагом и в национальной форме, а мы делаем вид, будто это невинная условность вроде запрета шиншилловых горжеток на приёме у миллиардера-вегетарианца.
Когда я вспоминаю транзитное Гамбургское шоссе, превратившееся теперь в широкую автостраду, я думаю со злостью: а кто при развале СССР мешал нам требовать коридор из материковой России в Калининград? Никто. Кто бы отказал? Никто. Почему даже вопрос не подняли? Почему до сих пор не дана публичная оценка предательству тогдашнего руководства страны, допустившего распад СССР по наихудшему для России сценарию? Ведь именно это сделало неизбежным СВО, так как компактно проживающие русские волей подковёрных политиков оказались в границах отнюдь не моноэтнических новообразований, строящих в отличие от России почему-то этнократические государства. Просто Украина в этом деле перешла красную черту. И дело не в чьей-то злопамятности и желании наказать мертвецов… Хотя, знаете, незлопамятные народы, чьи новые лидеры упорно из-за безнаказанности повторяют ошибки предшественников, рискуют исчезнуть из мировой истории…
Продолжение следует...
Нет комментариев