Дитя внимательно слушало, говорило – да, я все поняла, хорошо, кивало
головой. В один прекрасный день, в самом начале сентября, опоздав к окончанию
уроков минут на 15, я в школе ее не нашла. Она отправилась домой – без ключей –
и, к счастью, добралась благополучно. Чего мне стоили 20 минут дороги домой, не
передать. Дня два-три после этого, правда, деточка не дергалась, видимо, ее
впечатлило, как у меня отнялись ноги, когда я ее увидела, ворвавшись в квартиру
к соседке. Я поняла совершенно однозначно, что все мои воспитательные
упражнения пустым звуком рассеялись в воздухе.
Маленькое отступление – тем
августом, перед третьим классом, у нас в квартире было нашествие бабочек. Под
вечер они откуда-то собирались в квартире, ночевали, а по утрам мы их
отправляли на волю. Тех, кто уцелел – поскольку в доме живет кот, часто по
возвращении мы находили на полу растерзанные тельца. Но одним утро началась
осень, резко похолодало, зарядил дождь, и двух заночевавших накануне бабочек
пришлось оставить. Освободили книжную полку, поставили туда цветы и поселили
бабочек. Кормили разведенным медом, пускали полетать по квартире, изолировав
хищника, в итоге они прожили у нас почти месяц, до своей естественной кончины.
И - подали идею, как достучаться до девочки.
Вот посмотри, - сказала я ей перед
полкой. Конечно, бабочки хотят на свободу и стремятся к ней. Но за окном дождь
и холод – и это для них смерть. В квартире тепло и сухо, но посмотри – вот она,
их смерть, неотрывно следит за ними (кот, наблюдавший с пола). Как ты думаешь,
они понимают эту опасность? И то, что они никак не смогут сами себя от нее
защитить? – Нет… - Конечно, не понимают, они маленькие и глупые, и очень
хрупкие. А ТЫ понимаешь? - Понимаю… - Конечно, понимаешь, ты же умнее и видела,
что произошло с теми бабочками, которые на свою беду попались коту. Может быть,
бабочки и в претензии к тебе за свою несвободу, но ты, когда держишь их за
стеклом и выпускаешь погулять только под присмотром, не власть свою над ними
показываешь, а просто заботишься о том, чтобы они жили. Жили, а не погибли
мучительно в лапах кота, которому их смерть – развлечение и игра. А заботишься
потому, что их любишь. Тот, кто сильнее и умнее, кто видит и понимает
опасность, должен заботиться о слабых и легкомысленных и оберегать их от нее,
ты согласна?
Часов через несколько деточка подошла ко мне и сказала – мама, ВОТ ТЕПЕРЬ я
поняла, что ты мне пыталась говорить все это время. И – больше таких глупостей
не было.
Мне посчастливилось найти пример,
который сформировал базу для доверия и понимания, перевел в сознании дочки мои
поучения из проявлений родительского деспотизма и самодурства в проявлении
любви и заботы. Я долго эксплуатировала этот удачно найденный образ – бабочка и
кот – он стал своего рода кодом. Позже мы говорили еще и о том, что «кот»
поумнее может пытаться заманить «бабочку» какими-нибудь интересностями, обещать
подарить телефон или компьютер, или даже просить о помощи – поискать щенков,
донести сумки, при этом самое главное для «кота» - выманить бабочку из зоны
присмотра и безопасности. Ну как же не помочь, если человек просит помощи? -
сомневалась детка. – А ты сама подумай, чем бабочка может помочь коту? – Ничем…
- Все, что ты можешь сделать – это предложить позвать родителей или других
взрослых, не может ребенок помочь взрослому человеку, и никогда нормальный
взрослый человек не попросит о помощи ребенка. Если только это не «кот». Ну и
так далее и в том же роде.
Не примеряйте на себя слова и
образы, которыми вы пытаетесь привести ребенка к каким-то выводам. Найдите
образы, близкие и понятные ему, но не унижающие его в собственных глазах, и на
их основе постройте объяснение. Мы, взрослые, для ребенка слишком большие
зануды, постоянно говорящие нудные вещи на нудном языке, вспомните себя в
детстве и то, как вы воспринимали родительские поучения (помните фильм
Буратино? Поучаааают, поучаааают, поучайте лучше ваших паучат). Научитесь
говорить на языке ребенка, и это будет залогом его безопасности. И вашей
дружбы.
Нет комментариев