Славянский праздник Святки, святочные дни, имеют глубокие языческие корни. Они вошли в нашу культуру еще в дохристианский период. С тех пор прошли века, а святочные дни как были, так и остались самым таинственным и мистическим временем в году.
В особенности это относится к святочным гаданиям.
Эти гадания в «страшные вечера» считались наиболее точными. До праздника Крещения (19 января) они были дозволены… По народным поверьям, гадания на Святки дают возможность заглянуть в будущее. И гадания были тем увлекательнее, чем больше в них было элементов мистических и даже пугающих: ведь чаще всего гадали юные девушки, а в таком возрасте испугаться непонятного и неизведанного очень легко...
Уж за полночь. Свеча моя горит…
Гаданий святочных таинственная прелесть,
Страниц старинной книги легкий шелест,
Событий будущих полет предвосхитит.
Я в зеркала неясных очертаньях
Читаю тени встреч и расставаний
И домового в старой темной бане
Молю об исполнении желаний…
Вот только поутру кто скажет мне:
Все было наяву или во сне?
Собирались молодые ребята и девушки в небольшие группы и ходили от дома к дому, распевая песни то про Коляду, то с угрозами хозяину:
«А не дашь пирога – сведем корову за рога!»
И ведь могли и впрямь увести – в Святки дозволялось все.
Правда, всё дозволялось вовсе не все две недели, как могло показаться, а строго три раза: в Сочельник, под Новый год и накануне Крещения...
Каждая группа несла на палке шести- или восьмиконечную звезду, склеенную из серебристой бумаги. Иногда звезду делали полой и внутри нее зажигали свечу. Светящаяся в темноте звезда словно плыла по улице. В состав группы входил мехоноша, несший мешок для сбора даров. На ходу они пели песню- припевку:
К нам пришло-прикатилося
Святое Рождество!
Вот Свят вечор! Вот Свят вечор!
Мы ходили - походили, колядовщики!
Мы искали - поискали Иванова двора!
Стоит Иванов двор на пяти столбах!
На пяти столбах, на семи верстах!
Коляда - коляда! Подавай пирога!
В другие же дни было «виноградье». Очень похожее действо, только во время него не было озорства, а ватаги, ходившие по домам, славили хозяев. Собственно «виноградьем» назывались величальные песни, а сами певцы - «славильщиками".
Славление было строго регламентировано: начинать пение полагалось с обращения к главе дома:
«Прикажи, сударь-хозяин, виноградье петь!».
А после каждого двустишия был рефрен: «Виноградье, виноградье красно-зелено!»
К приходу колядовщиков относились очень серьезно, с удовольствием принимали все величания и пожелания, старались их, по возможности, щедро одарить. «Непростые гости» складывали дары в мешок и отправлялись к следующему дому.
В больших селах и деревнях к каждому дому приходило по пять-десять групп колядовщиков. Колядование было известно на всей территории России, но отличалось местным своеобразием.
Ряженье также было обязательным компонентом Святок. Это элемент народных праздников, обрядовое и игровое переодевание с использованием масок. Ряженые могли изображать различных животных и птиц, представителей некрестьянской среды (барыню, барина, цыгана), разного рода изгоев, скитающихся по свету (нищих, разбойников, странников), людей, имеющих знания, недоступные обычным крестьянам (кузнецов, мельников), а также представителей потустороннего мира (смерть, кикимору, беса, ведьму и т. д.).
Комментарии 4