Однажды, желая пояснить, что такое Царствие Божие, оптинский старец Анатолий рассказал повесть об одном александрийском нищем, доказывающую, что Царствие Божие можно наследовать еще здесь, на земле.
В Александрии жил один нищий, который не имел никаких материальных средств, чтобы приносить Богу вещественные жертвы, но зато он отдал Богу свое сердце и уже ни в чем не жил по своей воле: он был смиренен, кроток, терпелив и приобрел такую благодать Божию, что имел в сердце своем постоянную небесную радость.
Вот пришло ему время умирать, и Господь посылает Ангела, чтобы тот перенес душу его в райские обители. Но нищий не хочет идти с Ангелом. «Зачем мне, — говорит, — идти в рай? Я и так в раю!» — «Да ведь ты, — уговаривает его Ангел, — будешь там с Господом, с Пречистою Его Матерью и всеми святыми!..» — «Господь и теперь со мною, в сердце моем», — отвечает нищий.
Ангел возвращается к Богу и говорит, что нищий не хочет идти в рай, потому что он и на земле, при всем свое убожестве, имеет рай в себе. Что делать с нищим? Посылает Господь царя Давида с гуслями, и только тогда, когда нищий услыхал его игру, он согласился оставить землю и последовать за псалмописцем.
Этот рассказ отца Анатолия ясно показывает, что Царствие Божие находится прежде всего внутри нас и что если его нет внутри нас, то и вне мы его не найдем.
С другой стороны, есть люди, которые осуждают заботу о спасении души своей, находя ее своекорыстной и эгоистичной. Нужно думать, говорят они, не о спасении души, а о служении ближним — этого, говорят они, требует истинное христианство. Говоря так, эти люди забывают, во-первых, что христианство требует не только служения ближним, но прежде всего — служения Богу, забывают они, во-вторых, и о том, что спасение души невозможно без изменения своекорыстного настроения души в бескорыстное христианское. Следовательно, кто не хочет любить своих ближних и служить им, тот не спасет души своей.
Скажем и то, что если кто ищет спасения души как личного блага, то он еще не достиг истинной высоты христианского настроения. По учению Православной Церкви, люди спасают свою душу по трем побуждениям: или из страха будущих мучений, ожидающих грешников, или из желания будущего блаженства, ожидающего праведников, или, наконец, из бескорыстной любви к Небесному Отцу. Первых Церковь уподобляет рабам, вторых — наемникам и только третьих именует сынами.
Итак, кто хочет быть сыном, а не наемником или рабом, тот должен искать спасения души своей, утверждая в ней Царствия Божия и единственно из бескорыстной любви к Отцу Небесному.
Протоиерей Сергей Четвериков из книги «Для чего нужны монастыри?
По письмам оптинских старцев»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5