Вначале была школа. История одной семьи
На фотографии первых учеников, что была опубликована в начале этого материала (№13 от 1 апреля) уместилась история всего поселка Чебал-Су. Учитель математики и руководитель школьного краеведческого музея Римма Патракова указывает на трех мальчишек. Оказывается, два из них (один в шапке, второй в кепке) — ее родные дяди Садик и Фатих. А между ними стоит невысокий паренек Вова Суровцев. Владимир Александрович и сегодня пребывает в добром здравии, проживает в родном поселке на улице Леонова — бывшей Второй Болотной, на которой впервые открылась школа.
Дед нашей рассказчицы Шариф Хуснутдинович Балапанов попал в Чебал-Су по приказу Трудовой армии в 1943-м.
— Сам поселок был организован в самом начале 40-х годов. Раскулаченные родственники сначала оказались в Прокопьевском районе, где из таких же, как дедушка, выросло целое селение. Его так и называли — Башкирский поселок. К лесозаготовителям в Томусу семья шла пешком, а в Чебал-Су деда определили в учетчики на лесозаготовку и сплав.
Они так и остались жить на берегу Томи. У деда с бабушкой семья получилась большая — семеро детей. У отца нашей собеседницы родилось пятеро. Все ребята учились в поселковой школе, а Римма Ашрафовна вернулась сюда педагогом и до сегодняшнего дня не изменяет любимому коллективу.
Музей — душа школы
— Школа — культурный центр поселка, а музей — душа школы, — убеждена директор учреждения Татьяна Мунзарова.
Он был образован в 2003 году, участие в его создании принимал весь педагогический и детский коллектив. Это дело полностью захватило одного из старейших педагогов — Александру Попову, в свои 80 лет полностью окунувшуюся в сохранение истории поселка и школы. Много труда вложил в развитие музея бывший директор школы Леонид Павлов, удивительный уголок живой природы своими руками сотворила Ирина Боброва, шорскую тему взяла на себя Евгения Первакова. Сегодня музею уже 18: через исследовательскую деятельность современные школьники прикасаются к богатой истории своей малой родины.
Через реку, в логу меж двух гор стояла Первая лагерная зона. Если следовать от школьного крыльца, то за час доберешься до тех мест, где когда-то стояли бараки, кипела совсем другая, но жизнь. Три года школьный отряд ходил на эти территории в поисковые экспедиции. Направление поискам школьников задал киргизский писатель Бекмамбет Атаканов, когда-то бывший узником в Первой лагерной. Оказавшись в местах своей сибирской ссылки, писатель первым делом посетил выросшую здесь школу, своей рукой рисовал планы. С его подачи школьникам удалось найти даже карцер — яму, выложенную бетоном и камнями. Многочисленные находки составили экспозицию, которой позавидовали бы многие краеведы!
А рассказы Бекмамбета Атаканова и сегодня не стерлись из памяти. Например, есть в тех местах своя Медвежья гора, куда из зоны уносили тела ушедших из жизни заключенных. Горестная атмосфера этого места не рассеялась до сих пор.
— Мы пошли с ребятишками на эту гору! Возглавлял колонну преподаватель ОБЖ Владимир Тихонов, я замыкала наш маленький отряд. Сильнейшее ощущение чьего-то невидимого присутствия не отпускало всех нас все то время, что мы провели на Медвежьей.
Несколько лет ребята и педагоги ходили в этнографические экспедиции с выездом в Таштагольский район, сплавами по Мрас-Су, визитами в удаленные шорские деревни. На память об этих путешествиях школе досталась серия аутентичных экспонатов неприукрашенного шорского быта.
Кузница кадров
В музее хранятся рукописи Леонида Павлова: «Наша школа всегда была кузницей кадров для городской системы образования». А самого Леонида Ивановича можно смело называть главным «кузнецом».
Очень сильный преподавательский коллектив сложился в поселковой школе. Валентина Тинькова — замечательный учитель с уникальной памятью. Антонина Клепикова преподавала математику Римме Патраковой и настолько вдохновила глубоким знанием предмета, что и ее ученица выбрала ту же стезю.
— К сожалению, не помню имени-отчества одной из молодых учительниц, взявшейся за наше культурное просвещение, — продолжает Татьяна Мунзарова. — С этим молодым преподавателем черчения мы объездили множество краеведческих музеев области. И даже ночевали у нее дома, когда отправились в Прокопьевск.
А какие это были знатоки своего главного дела! Математик Людмила Парфенова, преподаватель русского языка и литературы Светлана Сидорова, ее коллега Мария Ткач, учитель трудового обучения Нина Андреева («Всех девочек научила владеть крючком — мы до сих пор вяжем»).
Если обратиться к историческим справкам, то нам не хватит места, чтобы просто перечислить всех заслуженных педагогов школы! В 60-е спортивную жизнь детей поднимал Виталий Романов, доброе начинание продолжили Анатолий Ковтун, Валерий Порхачев, Татьяна Рубан, Вениамин Орлов, Михаил Кондратенко, Борис Уваров, Юрий Калугин.
Вы не представляете, насколько здорово здесь преподавалась математика! А какой сильный, отлично подготовленный класс был у языковеда! Как дети с трудом покидали увлекательные занятия истории! Заслужить такие отзывы о своей работе — настоящее счастье профессионала. Станислав Котляров, Людмила Волобуева, Антонина Попова, Людмила Ноздрина, Антонина Соколова, Анна Клюева, Ирэна Байгозина, Ольга Сереженкова и многие, многие другие из классных руководителей и учителей-предметников вкладывали все свои силы в образование детей поселка.
Первой, самой любимой учительницей для малышей не раз становились Валентина Кузнецова, Мария Хожайнова, Валентина Чуприянова, Мария Панина, Анна Лаптева, Александра Макухина, Анна Руфова, Раиса Залогина, Антонина Клетко и многие другие. В разные годы пионерскую организацию возглавляли вожатые Зинаида Жендарова, Александра Ошлыкова, Вера Диденко.
Школе очень повезло в том, что раз за разом руководство седьмой возлагалось на мужчин. Каждый из них запомнился чем-то своим.
— Павел Тихонович Левин… Спустя много лет мы узнали, что наш всегда спокойный, выдержанный, очень добрый директор (которого сорванцы прозвали «крокодилом» за зеленый костюм) в годы войны был контрразведчиком СМЕРШа. Об этом факте биографии рассказал уже его сын Александр Левин, передавший школе и военные фотографии отца.
Один из его предшественников, Георгий Вячеславович Скакунов, преподававший язык и литературу, работал и над основами трудового воспитания детей. При активном участии директора на школьном дворе была заложена большая теплица, которая функционирует по сей день. А в первое время какое удивление жителей поселка вызывали дети, несущие в ведерках, мешочках и корзинках землю, необходимую для ее устройства. Излишки рассады, выращенной в школьной теплице, влет раскупались местными огородниками!
Завучи Мария Мазурова, Мария Булгакова, Клавдия Романова, Ия Крупович, Людмила Латышенко, Галина Терская подготовили несколько поколений педагогов, работавших не только в поселковой школе.
Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей… Тысячи наших земляков — выпускников первой междуреченской школы нашли свое место в жизни.
— Вот на этой фотографии — Владимир, младший из трех братьев Батаевых. Средний, Анатолий сегодня является ректором Новосибирского государственного технического университета. «Ждем в НГТУ в качестве студентов!» — ученый и педагог напутствовал ребят в один из визитов в родную школу. Средний и младший Батаевы — профессора, доктора технических наук. И подобных примеров в школе №7 — не сосчитать!
Сегодня основную школу поселка Чебал-Су посещают около 300 ребят с которыми работают 22 педагога. Уже совсем скоро — этой весной на трех школьных этажах прозвенит юбилейный звонок, а коллектив откроет новую веху. 75 — отличный возраст для тех, кто всецело принадлежит профессии, детям и истории о становлении не только поселка, но и целого города. Ведь вначале ее была школа!
Галина СКУДАРНОВА
4 апреля 2021 г. 10:19
Ссылка на интернет-=издание: «Администрация междуреченского городского округа»:
https://mrech.ru/gorod/video/2021/04/14/22634-vnachale-byla-shkola-istoriya-odnoj-semi.html?ysclid=lvrscqy231186178703
Комментарии 3