Макар мигом скатился по лестнице с крыши дома, отбежал подальше и подняв руки вверх, радостно крикнул : ,,Батя!! Я вбил последний гвоздь в конек, ты посмотри на наш дворец ! Теперь хочешь-не хочешь жениться надо ,что же такие хоромы пустовать будут? Половицы должны скрипеть от детского топота. Ну! батя ,ну мы дали жару! А запах то какой от дерева!!! Представь, когда этот запах сольется с запахом испеченного хлеба в новой печи,тогда мы точно от счастья задохнемся". ,,Поэтому и построили большой дом, чтобы было куда тебе Нинку привести". Макар на слова отца перестал улыбаться и с сожалением ответил,,Ты ,чё, бать, отец ее за меня не отдаст, Нинка очень почитает отца ,супротив его не пойдет. Она глумится над моей любовью, насмехается.Я уж не знаю как к ней подойти".
Действительно Нину слыли в селе красавицей:среднего роста, изящного телосложения,тонкая талия и хрупкие плечи, высокая грудь привлекали не только Макара.На лице выделялись крупные серые глаза.Когда она смеялась ,то глаза ее искрились,а когда грустила, то взгляд становился пронизывающим, глубоким.Нина улыбалась редко. Всегда на танцы приходила с поднятой головой, оценивающим взглядом одаривала всех парней ,и на том, кто ей был по душе взгляд останавливала и опускала глаза. Высокомерная, гордая девушка каждый раз после танцев отказывала Макару проводить её до дома, с пренебрежением одаривала взглядом, мол ещё не заслужил меня провожать.Макар как-то днём встретил её на улице и открыто спросил : ,,Нина,ты же знаешь,что мне очень нравишься,так чего избегаешь, я могу хоть сегодня сватов послать.Девушка, приподняв голову, ответила : ,,Молод ещё ,да и бе", - последние слова не договорила, крутя бедрами, медленно удалилась прочь. Макар понял ,что не договорено слово ,,беден". Больше Макар ей не предлагал своего сердца, а отец Нины растрезвонил по селу, чтобы Макар и не думал сватов посылать, выставит их за дверь.
Денис Михайлович не мог простить Анну, маму Макара за то, что при всем его богатстве отвергла посланных к ней сватов.Прошло много лет, но душевная обида так и не оставила в покое Михайловича, он мечтал о мести. Не успело семейство Ивана перейти в новый дом, как началась война. Провожая родных на фронт, Анна долго металась от мужа к сыну, потом обессилевшая сползла на землю и завыла протяжным стоном. До конца своей жизни не сможет забыть сын материнского взгляда,в котором запечатлелись любовь,жалость,сожаление,страх и отчаяние. Анна вслед уходящим новобранцам накладывала крест и шептала : ,,Сохрани их Господь и помилуй," -- потом шатаясь, медленно поплелась домой. Поздно вечером к ней пришла Нина : ,,Простите меня, что не проводила Макара ,отец не разрешил.Я люблю вашего сына, только такой уж у меня поганый характер. Хотела, чтобы он передо мной прилюдно объяснялся в любви, чтобы на коленях уговаривал за него выйти замуж.Чтобы все знали, что я для него единственная."Анна вспомнила Дениса ,отца Нины, который всегда только требовал, мог унизить, насмеяться и , получив отказ, так и не понял почему. Ведь человека когда любишь,то не будешь от него требовать,ему ты сам будешь в первую очередь отдавать свою любовь.Анна с грустью посмотрела на Нину и тихо сказала : ,,Главное ,чтобы сын живым вернулся, он сам разберётся, стоять ему на коленях или нет.Как бы не пришлось тебе самой встать". Анну взяла обида за сына, в душе думала : ,,Ну не любишь, скажи ,объясни,а если любишь, дорожи любовью, борись за нее".
Макар был пехотинцем.Вся тяжесть в боях легла на пехоту, которая не знала ни сна ,ни отдыха.Умываясь кровью, она цеплялась за каждый бугорок,за кустик ,за хутор.Каждый бой - кровавое месиво.Нечеловеческие условия прибывания на передовой под градом осколков и пуль заставляли Макара думать о смерти. Ведь смерть не щадила никого.Одни умирали мгновенно, другие в муках истекали кровью.Каждый прожитый день Макар принимал, как высшую награду. Он завидовал лётчикам и танкистам, ведь они смотрят смерти не в упор,а ему
зачастую приходилось видеть смерть на штыке винтовки.
Больше всего Макар боялся штыкового боя. Не слышимый хруст входящего штыка в тело противника, чувствующий взгляд врага, пробирающий до самого сердца были для Макара самыми мучительными.Шел бой. Гул немецких танков, массивная стрельба ,взрывы, крики, стоны и тишина. Медбрат склонился над Макаром и по тоненькой бьющейся жилки понял,что солдатик жив .Врача брали сомнения в способности раненого выжить. Прооперировав его, произнёс одни и те же слова : ,,Я отдаю тебя солдатик в Божьи руки.Надеюсь вы подружитесь". А про себя подумал : ,,Живого места нет,неужели выживет ?"
Маруся постоянно смачивала губы водой и накладывала влажные повязки на лоб, которые тут же высыхали .Солдатик горел огнем, из груди выходили жуткие хрипы, грудная клетка ходила ходуном, глаза ввалились, скулы, выступили над впалыми щеками и сделали его лицо неузнаваемым.Трудно было определить его возраст, то ей казалось, что перед ней лежит истощенный старичок, то
паренек.Так как Марусин дом был разрушен, то она жила в госпитале. Катастрофически не хватало медработников, няничек.Она сутками не отходила от больных.Врачи видели в ней особый, необъяснимый дар: способность лечить руками и взглядом.Маруся могла долго смотреть на раненого и что-то шептать, и минуту назад орущий от боли раненый замолкал, делался мякинным и засыпал.Игорь Семёнович сам не раз просил с ним проделать такие манипуляции, но Маруся отказывалась, говорила,что так действует на раненых её молитва. Макар пришел в себя на третьи сутки. Девушка от радости заулыбалась и слегка провела своей рукой по телу больного : .,,Кости срастутся,окрепнут, мясо нарастёт. Тебя на руки сам Бог взял. Сам подумай, и руки, и ноги тебе спасли, и голова цела, а что тело испахано шрамами от пуль, так это ерунда, до свадьбы зарубцуются."
Макар попытался улыбнуться, но даже улыбка причиняла невыносимую боль. ,,Ничего ,ничего, через месяц будешь смеяться и успокаивать других бедолаг, у нас тут один лежал ,две ноги у него оттяпали, сначала думали, что он с голода помрёт, ничего не ел, руками санитарочку Раю отгонял, а уж как матюгался.!!!А ведь домой уехал с Раисой, понял, что ноги -ногами, а сердце-то не вынули". Макар на ее речи молчал, раны ныли, горели огнем, то бросало в жар,то бил озноб, но тихий голос, лёгкое прикосновение рук Маруси делали боль терпимой, наступало смирение и спокойствие, клонило ко сну.Девушка,чтобы отвлечь от боли рассказывала обо всем: о своем детстве, о мачехе, которой была очень благодарна, не забыла упомянуть и первую любовь . Простреленное лёгкое, сломанные ребра, перелом ноги и ключицы,раны от осколков лишали Макара возможности самостоятельно передвигаться, ему требовалась постоянно её помощь. Её тонкие черты лица, туго заплетённые косы, открытая улыбка оставляли нежный след в памяти многих раненых, но сама она ко всем относилась, как сестра . А вот к Макару у нее родилось другое чувство.Она готова была от него не отходить ни на минуту. Даже слабая улыбка придавала Марусе силы, она чувствовала победу, ей хотелось его обнять, прижаться к груди и поплакать.Макар видел, что его нянечка излучает позитив, радость жизни , уверенность в себе и вспоминая Нину , поневоле пришло сравнение. Он вспоминал ее насмешки, недосказанность , пренебрежение от которых на душе становилось тяжело .В ответах на письма Нины,Макар ни разу не упомянул о любви, о желании на ней жениться.Отвечал как сестре,подруге.
Мария рассказала Макару, как ей жалко свой родной дом, что устала засыпать под стон раненых. Макар сочувственно ее выслушал и поведал о своем новом доме , и как бы невзначай сказал : ,,Тебе он обязательно понравится".
Видя улучшения состояния Макара, Маруся стала все меньше и меньше уделять ему внимания.А ему не хватало её взгляда, шëпота, улыбок.Он скучал.Устав скрывать свои чувства, сам нашел девушку в другой палате около тяжело раненого и попросил вечером с ним поговорить.
,,Знаешь Маруся, может быть я скажу бред, может быть ты не поймëшь меня, но я же вижу,что ты тоже в меня влюбилась. Подумай над моим предложением. Не хочу без тебя возвращаться в новый дом.Я не могу ни о ком думать, ты словно меня околдовала." ,,Макар, я не могу все бросить и уехать. Во-первых , сам посуди, как без меня бедолагам здесь быть, во-вторых , я не буду скрывать,к тебе я привязалась, возможно полюбила, но у меня теплится надежда, что Василий жив, и я это чувствую. Не могу я предать его, вдруг он в плену". Макар покидал госпиталь с тяжёлым сердцем. От сознания того,что видит Марусю последний раз застонала душа, ему очень тяжело расставаться с любомой.Макар оставил Марусе свой адрес и опять направился в свою часть.Нина больше писем не писала, от своей мамы узнал, что ее отец подался в полицаи, а потом партизанами был убит.Нина из села исчезла, поговаривали, что убежала к родственникам, а кто-то брякнул,что ушла с немцами.Макару было очень-очень жаль Нину, но даже если бы она осталась в селе, он бы никогда на ней не женился, так как никто ему не нужен был кроме Маруси. Он вставал и ложился спать с надеждой,что она приедет к нему, представлял как заживут в новом доме, как молодая хозяйка испечет хлеб и волшебный запах развеется по всей горнице, и , вдыхая запах счастья, Маруся чихнет, а он скажет : ,,Будь счастлива , будь здорова". И услышит в ответ : ,,Я давно счастлива,с той минуты,как только увидела тебя! "
Обыкновенный русский солдат хотел обыкновенного счастья, мира,любви, он мечтал жить и быть хозяином своей жизни, слышать детский смех, видеть счастливую жену и маму.А, что для этого надо? Для этого нужен мир, победа над фашизмом. Маруся по- прежнему с утра до вечера заботилась о раненых. Она очень скучала о Макаре, готова была бросить всё и уехать к нему, но посмотрев на больных, тут же себя начинала ругать за легкомыслие. На конец то война закончилась, её парень так и не вернулся.
Макар ходил по новому дому и от тоски выл. Батя погиб, мама, получив похоронку, слегла, вскоре от сердечного приступа умерла.Его душила боль,тоска ,горечь утраты, он не мог собраться с силами,с мыслями,построить планы. Измученный душевной болью, Макар прислонялся к стене и разговаривал с родными. Запах дерева рвал душу, всплывали воспоминания, чудились голоса родных.Макар боялся сойти с ума. Соседка Нюша принесла молока и лепешку хлеба, картошку и немного соли. ,,Макар, сынок!.Нина вернулась, я ее и не признала, одни глаза остались, голову вниз клонит. Она сама меня окликнула ,любит она тебя ,может быть вам вместе горе горевать. Конечно у вас горе разное, у нее позорное, звериное , а у тебя человеческое, достойное. Я конечно помню, как она тебя унижала,но то шло от ее отца ,а теперь она готова будет за твою милость ноги тебе целовать". ,,Баба Нюша, мне не надо ноги целовать,я не её отец, я солдат, знаю цену жизни и любви, буду ждать Марусю". Прошло три месяца.Макар чувствовал,что любимая приедет, но в душе боялся обмануться. Нине он все обьянил. И даже нисколько не удивился,когда она с обидой воскликнула : ,,Неужели она красивее меня". ,,Нина ты так ничего не поняла. Я не буду тебе объяснять, сама поймёшь,когда по настоящему полюбишь".
Как-то поздно вечером соседка, как оголтелая, заорала, что было мочи : ,,Макар,встречай девку свою, дождался наконец-то ! .Вот счастье-то какое, вроде меня ваша любовь не касается, а у меня от радости за тебя, сынок, ноги -руки отнялись". Не было слов, признаний,объяснений.Глаза любящих говорили без слов.Когда взбунтовавшие чувства улеглись, на вопрос Маруси : ,, С чего начнем жить?" Макар, смахивая слезу, ответил : ,,С коврижки хлеба, испеченного в новой печи".
Наталья Артамонова
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев