С благодарностью. С нежностью. С восхищением.
Сегодня как-то ушли слова. Потому процитирую из «Путешествия в обратно» (с. 29 и далее)…
«многие и многие выпускники литфака разных лет могли бы рассказать о той роли, которую сыграла Р.Л. Засьма именно в их личной судьбе. Одним она пробила распределение на работу вблизи дома или направление в аспирантуру. Другим помогла справиться с какими-то юношескими комплексами и безрассудствами, выйти без потерь из неприятных и даже критических ситуаций. Третьим помогла поверить в себя, освободиться от излишней самокритичности и сомнений, останавливающих движение. Она открывала дорогу для факультетских творческих проектов, как истинный педагог, видела (как это ни покажется сейчас странным) перспективы каждого студента и создавала те самые педагогические ситуации, которые позволяли нам раскрыться, узнать самих себя.
Многие выпускники факультета, уехав по распределению, писали своему декану письма, делились новостями, открытиями, рассказывали о своих семьях и работе. Переписывалась Раиса Лазаревна со своими учениками и коллегами и после того, как уехала из Владимира. В 2002 году в письме Н. К. Гавриловой, которое сама Р. Л. Засьма назвала неожиданной исповедью, она написала: «Меня после окончания аспирантуры послали по распределению в Башкирию, где я вела литературу ХХ века, советскую и …новейшую зарубежную литературу. Через пять лет мы с Лосем (мы поженились на Урале, в г. Златоусте) переехали во Владимир и там нашли свой Дом. Трудный, сложный, но Дом. Кончилось путешествие, я обрела работу, которую уже хорошо знала, людей, к которым привязалась на всю жизнь. Дом.»
Легендарный литфак 1950−1980-х годов был сотворен Раисой Лазаревной Засьмой, её коллегами и студентами, которым она на всю жизнь делала прививки неравнодушия, житейской мудрости, понимания людей и человеколюбия. Она не раз цитировала для нас − тех, у кого всё еще было впереди, свои любимые строки Леонида Мартынова:
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
А фотографию – которую только вчера получила. Наверное, мало, уже совсем мало кто видел такую Засьму.
И те самые стихи тройственного автора.
Неслышно, как старинный сказ,
Уходит молодость от нас.
На смену ей уже приходит
Воспоминаний светлый час...
Возник не сразу и не вдруг
Друзей моих надёжный круг,
И в тихих сумерках осенних -
Открытость душ и верность рук.
Душа к душе, а к песне - стих...
Лишь к ночи институт затих.
Ужели в нём не отзовётся
Далёкий гул шагов моих?
Но затрепещет сердца флаг:
Мол, смерти нет, мол, всё не так,
Лишь были б в нашей жизни вечно
Два слова: "Засьма" и "литфак".
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 32