#Историяродногосела
Выпуск N 32 (Продолжение. Начало в заметках от 7, 10, 16, 20, 28 сентября, 3, 11, 16, 24, 27, 31 октября, 2, 6, 8, 11, 13, 14, 18, 22, 23, 26 ноября, 1, 5, 8, 15, 17, 24, 26, 27 декабря 2024 года, 2, 5 января 2025 года)
Немцы с. Альт-Варенбурга
Семья Штумпф
«…Ах, родное Поволжье, золотые поля, бескрайние степи, приласканная солнцем земля…» Как можно забыть эти сочные, наполненные солнцем сады Поволжья?
В этом сказочном краю садов и полей, в немецком селе Альт–Варенбург 23 ноября 1920 года родилась Штумпф Эмилия Александровна. Годы детства и юности связаны с этим селом. После школы Эмилия Александровна поступила в город Энгельс, на учительские курсы. Затем отправилась работать учителем на станцию Нахоя, там и застал её сталинский указ от 28 августа 1941 года. На станции был аэродром, на котором работал старший брат. Узнав через него, что рано утром к ним в район едет машина, проводит ночь на аэродроме. Доехав до района на машине, остальные 25 км. до дома, добирается пешком, где на подводе. Ей очень хотелось быть вместе с семьёй. Всех собрали, приказав взять только то, что можно унести с собой. Сказали, что в Сибири им уже всё приготовили. Везли сначала на баржах по Волге, затем в товарных вагонах через всю страну в Сибирь. Вывозили всех: от новорожденных малышей до глубоких старцев. Скольких из них не довезли, не считал ни кто. Мёртвых снимали на станциях, а составы шли дольше…
В Сибирь привезли 7 октября, выгрузили на станции Красная Сопка, оттуда на санях в деревню Скрипачи. Там оставались не долго. Детей оставили со стариками, а всё взрослое население забрали в трудармию, так как на фронт немцев не брали.
Из воспоминаний: "Я с сестрой и невесткой попали в Шишинбай, в трудармии пробыла до 1947 года. Таскали кирпичи, валили лес, вязали плоты…были голодные, одеты в рваньё и постоянно начальство унижало, другого имени как «фашисты» у нас не было. Многие там и умерли, а я выжила..."
В ноябре 1947 года вернулась к родителям, они в то время жили в Пятилетке. Там работы мне не было, а сидеть на шее у родных я не могла, поэтому решила ехать в Берёзовское. Нужно было 1 раз в месяц обязательно отмечаться в комендатуре, которая находилась в Берёзовском. Там меня предупредили, что если не найду работу отправят в лагерь. Обошла все организации, но работать, ни где не взяли. В больнице, главный врач Шуман предложила место работницы у неё в семье, я согласилась. Выполняла всю работу по дому и на огороде, ухаживала за детьми, но зато у меня была крыша над головой и еда.
Когда Шуман сняли, и она уехала, то мне оставила все овощи на огороде и кое - какую еду. Перед тем как уехать она пишет приказ о принятии меня санитаркой в больницу. А жить было негде, я старалась сутками работать, чтобы можно было где-то, в больнице поспать. Об этом узнал главный врач больницы Болотов и помог устроиться на квартиру. Так я педагог по образованию, но немка по – национальности, проработала всю жизнь санитаркой. Вышла замуж, вырастила детей, потом внуков и надеюсь ещё немного пожить»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев