#Историяродногосела
Выпуск N 26 (Продолжение. Начало в заметках от 7, 10, 16, 20, 28 сентября, 3, 11, 16, 24, 27, 31 октября, 2, 6, 8, 11, 13, 14, 18, 22, 23, 26 ноября, 1, 5, 8, 15 декабря 2024 года)
Быт немцев-колонистов в 60-годах 19 века
Первым делом всех немецких девочек было соблюдение чистоты. Рано утром их поднимали родители. Они подметали территорию двора и соседние улицы, которые были в селе всегда очень и очень чисты.
Детей уже с раннего возраста обучали какому-нибудь ремеслу. Мастерство и рукоделие передавались по наследству от родителей.
В школе девочкам прививали любовь к домашней работе: учили шитью, рукоделию, умению готовить, т.е. с раннего детства приучали вести хозяйство.
Мальчиков же занимали мужской работой, т.к. семьи, в основном, были большие, и нужно было уметь делать всё, чтобы семья по возможности жила в достатке.
Тем не менее бедных дворов было во много раз больше, чем богатых. Бедным крестьянином считался тот, кто имел только один «хвост», т.е. одну корову или лошадь. Хозяева, не имевшие даже этого, считались нищими, и их положение было действительно ужасным. Но с голоду умирать в те времена не давали никому.
«Особым почетом у колонистов-лютеран пользуются праздники Рождество, Новый Год, Пасха и Троица.
Празднование Рождества начинается уже с 5 часов вечера в сочельник. Многие в этот день не едят ничего до звезды или, правильнее, до темноты; другие едят только рыбное, но так как рыбы в степных реченках мало, то этот обычай постепенно погас.
С 5 час. вечера в сочельник начинается богослужение и все отправляются в церковь, дома остается только одна взрослая, которая приготовляет праздничный стол. К 6 часам вечера все приходят домой и каждый из членов семьи получает подарок; детям даются прежде всего медовые пряники, изготовленные дома, орехи и несколько конфект. Конфекты самого плохого качества, впрочем существовали ли в то время другие, я не знаю. Это пережженный сахар, завернутый в кусочек белой бумаги, которая далее завернута в цветную и из нее, как от лекарственного пузырька сигнатурка, оттопыривается белая бумажка, на которой напечатаны две-три строчки какого-нибудь стишка или также сентенции, вроде: "Боюсь, брусничная вода мне не наделала бы вреда". Позже, 6ез улучшения качества конфекты, появились плитки из такого же пережженого и сильного смешанного с мукой сахара, даже на наш неизбалованный вкус были не вкусны, с наклеенной картинкой и подписью. Картинка изображала какого-нибудь военного героя или лошадь, или необычайного вида животное.
Если конфекты и съедались, то эти картинки с красавицами (очень часто с изображением принцессы Дагмары, т. е. Марии Федоровны), героями и проч., приклеивались к стенке около зеркальца. Далее, обязательно раздавались из белого подслащенного теста пластинки, на которых было выдавлено изображение лошади, или лошади со всадником, непременно с треугольной шляпой на голове; для пущей красоты в 2-3 местах лошади были наклеены маленькие листочки золотой фольги. Эти лошади на наш вкус были очень вкусны и уже на следующий день у них были съедены головы, ноги, а у всадника шляпа вместе с головой. Оставшееся туловище представляло, конечно, печальный вид, вызывало у нас слезы и поглощалось вместе со слезами. Кроме того, каждый получал по несколько белых мятных пряников.
Взрослые получали такие же тарелки со сластями, но, кроме того, кому-то попадалась еще трубка, или кисет, или перочинный ножик, материя на платье, головной платок и т.д."
Продолжение следует
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев