В 2018 году в Успенском соборе Ростова Великого был обнаружен пустой саркофаг. Вот уже несколько лет ученые не могут точно установить, кому он мог принадлежать и почему он пуст.
Успокоение души
По предписаниям Священного Синода от 5 мая 2015 года родственники тех, чьи тела не удалось похоронить по принятой традиции, то есть предать тело земле, могут всё равно рассчитывать на церковное успокоение души умершего. Священный Синод напоминает, что во власти Господа воскресить любое тело и из любой стихии. Как поясняет клирик храма Св.
Царевича Димитрия иерей Николай Петров читателям журнала «Фома», христианство относится очень благоговейно к телу усопшего. Поэтому-то в православии захоронение в землю предпочтительнее кремации. Господь воскресит любое тело, даже то, от которого ничего не сохранилось.
А случаев, когда хоронят пустой гроб или опускают в него останки, было предостаточно, что раньше, что сейчас. Утонувшие в водной стихии, павшие на поле брани, сгоревшие в огне, разодранные и съеденные дикими животными, безвестно пропавшие при землетрясении, катастрофе, теракте. Чтобы у родственников осталась память в виде могильного захоронения, церковь разрешает похоронить фактически пустой гроб.
Обычно «условное» погребение проводится, если родственники получили останки тела, потому как хоронить совсем уж пустой гроб большинство считает бессмысленным. Лучше, считает Церковь, попросить батюшку местного храма о заочном отпевании. Оно проводится без тела и призвано вознести молитвы Господу с просьбой вечного спасения души умершего.
Ненапрасная смерть
На протяжении веков отношение Церкви к покойникам, чьи тела нельзя предать земле, менялось. В статье «Суеверия, поминальная культура и старорусская эпиграфика» А. Авдеев демонстрирует, насколько неоднозначным было отношение, например, к утопленникам. Эта смерть была одной из самых распространенных, а тела утонувших очень часто не находили.
Если в начале XII века действовал прямой запрет на их отпевание, то уже в начале XV утопленников разрешалось хоронить по тем же обрядам, что и скончавшихся от естественных причин. С начала XVIII стал действовать дифференцированный подход.
Утонувшего в результате несчастного случая условно хоронить и отпевать разрешалось. Того же, кто «купаясь похваляся и утонет», — нет. Такая смерть приравнивалась к самоубийству и не предполагала отпевания. Таким образом, хоронить гроб без тела утопленника, сгинувшего по собственной глупости запрещалось.
Если же говорить о павших на поле боя, то их нередко хоронили по православному обычаю тут же, на месте гибели. Зачастую это были братские могилы, куда тела помещались без гробов. Но нередко каждый погибший получал отдельный гроб.
Вот только положить в него тело было невозможно, если воин был изрублен на куски, подорвался на мине или погиб от прямого попадания снаряда. Родственники, если имели возможность, приезжали на место погребения. Но некоторые добивались разрешения перезахоронить останки на родной земле. В таком случае гроб мог оказаться пустым или содержать сохранившиеся фрагменты костей, оружия, наград, одежды.
Сложностей с отпеванием погибших воинов не возникало. Как напоминает А. Авдеев, все они перед боем исповедовались и причащались. Многих отпевали еще при погребении на поле боя. Но родственники могли заказать и заочное отпевание при перезахоронении останков.
Живые мертвецы
Необычный обряд захоронения пустого гроба приводится Н. Макаровой в книге «Тайные общества и секты». Бытовал такой обряд в секте бегунов или странников. Среди последователей этой секты выделялись скрытники – монахини и монахи, которые дали обет молиться и поститься до самой смерти. Остальные члены секты считали их «умершими для мира».
Когда такой живой покойник умирал, проводились двойные похороны. Первые – для отвода глаз. По деревне носили пустой гроб с заколоченной крышкой, который «степенно и горестно» закапывали на «поганом» кладбище. Вторые похороны были реальными. На них тело усопшего закапывали в тайной яме рядом со скитом.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев