И вот она улица центральная Ковалевка. Названа по фамилии, Ковалевы, которые и сегодня живут перед поворотом на Затолоченский проулок, отходящий от центральной и единственной улицы села на восток. Проулок тоже назван по фамилии, Затолокины они живут в настоящее время рядом с Ковалёвыми. Хотя справедливее было бы назвать Сергеевкой или Аксеновкой этих фамилий на улице больше всего.
Продолжим путешествие. Первый дом на Ковалёвке слева, в нем жил дед по прозвищу Курило. Курил безбожно, докурился до астмы отсюда и прозвище. Его родня издавна держала огромный по тем временам сад, почти 3 гектара. В советское время сад стал колхозным, а он колхозным садоводом.
Два его сына вслед за дядькой отправились на Донбасс, окончили там горный техником и работали на шахтах. Их приезд на двух машинах Волга М-21 я хорошо помню. Это было событие на всё село и окрестности. Мой отец как родственник, ровесник и напарник по детским проказам был приглашен в поездку. Взяли и меня. Объехали мы полрайона. Побывали в Белой, вернулись через Бобраву, дом лесничего, Гочево и Стригослы. Посещали старых товарищей родственников.
Рядом с ним жили наши родственники по прабабке Горпинье Михайловне, сестре моего прадеда Козьмы, Аксёновы дед Стефан и бабка Матрёна. Детей у них было четверо, все девочки и все уехали в Крым. Старшая Мария, как и моя тетка Екатерина Фёдоровна, попала туда после 1948 года по комсомольской путевке, потом приехали Марина, Надежда и младшая Мария.
Почти напротив жил тракторист, которого звали Николенка. Был жадным на работу, пахал глубоко и постоянно прихватывал на один проход плугом буферную территорию у лесопосадок и лесничества. За это его постоянно ругали сеяльщики, взрытые корни мешали качественно заделывать семена, а засеять было обязательно всё вспаханное.
Немного дальше слева, напротив проулка жил бывший председатель колхоза, по прозвищу Багор. Его дом выделялся беседкой, пристроенной к дому. Прозвали его так, потому что в добровольной пожарной дружине, ещё в военное время, за ним был закреплён пожарный багор. Напротив дома на пригорке во время его председательства выкопали колодец. Воду забраковали, называли колодец Конский. Воду из него для стирки и готовки не использовали. Секрет воды раскрылся позже. Анализ показал, что она минеральная. Сейчас, колодец заброшен, воду не берут, она нашла себе выход под холмом, где её из лужиц с превеликим удовольствием пьют коровы и телята. Эта каплевидная лужа видна на космическом снимке.
По проулку был прямой путь на мельницу. Справа была дамба, сдерживающая воду на уровне 1 метр выше берегов ручья. Для слива было два канала, которые называли почему-то рынками, один вдоль огородов, аварийный, второй рабочий от мельничного колеса. Просматриваются до сих пор.
На самом углу Затолоченского проулка со стороны Середки жил мой крестный отец. Представьте себе, что со мной на руках мама и крестные дошли до Долгих Буд, узнали, что батюшки нет, оттуда добрались до Белой и там смогли меня окрестить. Пройти им пришлось двадцать километров только в один конец и еще семь километров, чтобы вернуться.
Вот так выглядит на снимке из космоса это место.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 22