Река Обь воспринимается южными селькупами как сущность с женским началом: «Обь - это, наверно, женщина, может быть, бабушка». Бушующая Обь - это «загулявшая», «пьяная» река.
«Обь (Ӄолд по-нашему) - это дорога». (Б. А. Соиспаев)
Весной, когда основной лёд уходит, а малая его часть опускается под воду, не успев еще растаять, такое состояние реки сравнивают с состоянием женщины после родов, «когда не всё еще очистилось». Чтобы скорее всё «вышло», люди «помогают» реке: в момент, когда лёд-топляк толкнёт обласок, надо позади себя тихонько опустить в воду красную тряпочку. «Не бросить, не сделать это у всех на виду, а именно тихо и незаметно опустить».
«Текущая Обь - это спокойствие, покой. Красота всего мира в ней». (Т. К. Иткумова)
Селькупы в первый день весеннего ледохода к Оби несли жареную рыбу, хлеб, позднее - пряники и конфеты. Все жители посёлка выходили на берег. Каждый шептал что-то своё. «Спасибо, говорили, Матушка-Обь, что зима прошла, что холода пережили. Просили её дать еще время жизни». Кто-то Матушку-Обь просил о благополучии, а кто-то "Спаси Господи" говорил: «Кто во что верил, тот то и шептал, но выходили на берег все».
«Обь продолжает Млечный Путь на земле. Млечный Путь на небе - это каменная река, которая переходит на землю и течёт Обью, связывая собой мир» (М. Н. Тагаева)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1