Такие навыки, как умение ходить, говорить, набирать текст на клавиатуре, играть на музыкальных инструментах, запоминать и анализировать информацию – это целые системы из множества условных рефлексов, сформировавшихся благодаря положительному (награда, похвала, удобство, удовольствие) и отрицательному (боль, дискомфорт, наказание, критика) подкреплению.
Например, если в детстве нам объясняли, что обманывать – плохо, и ругали за обман, то в будущем мы будем автоматически реагировать на обман в свой адрес крайне негативно. В нас будет запускаться программа, активизирующая эмоцию гнева.
Подавляющее большинство наших программ было установлено нашими родителями еще в раннем детстве, когда мы еще были неспособны критически мыслить.Помимо программ, на наш жесткий диск (в нашу память) записывалось бесчисленное количество файлов с визуальной, звуковой, текстовой информацией, которую мы хаотично поглощали из самых разных источников – от родителей, учителей, друзей, блогеров, журналистов, из соцсетей, фильмов и книг.
Мы никак не могли повлиять на то, какой набор программ и файлов установится на наш компьютер. Это происходило автоматически под влиянием огромного множества факторов, находящихся вне нашего сознательного контроля.Несмотря на то, что заполнение наших жестких дисков происходило фактически без нашего участия, его содержимое определяет наше поведение каждую секунду нашей жизни.
За время жизни из-за повышенной нагрузки или физических повреждений (травм) какие-то из электронных плат перегорают и выходят из строя (органические нарушения мозга), что также влияет на наши решения.
Кроме того, каждому в начале жизни достается компьютер с индивидуальным набором hardware: у кого-то процессор помощнее, у кого-то мало оперативной памяти, у кого-то проблемы с охлаждением.
Кто принимает решения?
Комментарии 1