Для начала давайте вспомним, что означают слова «лексикон» и «идиолект».
Лексикон - это запас слов;
Идиолект – вариант языка, используемый одним человеком. Он выражается в особых принципах подбора слов и грамматических особенностях, а также в словах, выражениях, идиомах или произношении, которые характерны исключительно для данного человека.
Для тех, кто стремится говорить красиво и интересно размер словарного запаса и личный идиолект очень важная тема. Слушать взрослого человека, который изъясняется, как Эллочка-Людоедка из всем известного романа, как минимум очень грустно и неинтересно. Поэтому расширять и увеличивать свой словарный запас необходимо.
Но расширять можно то, что уже некоторым образом сформировалось. Касательно лексикона, на мой взгляд он начинает формироваться с момента, когда родители, бабушки и дедушки начинают разговаривать с новым человеком. Думаю базу словарного запаса мы все получаем в семье. И на мой взгляд, чем больше круг общения у ребенка внутри семьи (мама, папа, братья-сестры, бабушки, дедушки), тем лучше – каждый внесет свой вклад в развитие словарного запаса и итогом сформируется новый идиолект нового человека. Безусловно, здесь будет влияние как врожденного набора факторов, так и приобретенного. О врожденных факторах, влияющих на формирование речи в рамках данного поста говорить не просто, поскольку это обширно, плюс я не являюсь специалистом в этой области, а вот на счет приобретенных с удовольствием порассуждаю.
Один из самых важных факторов, который по моему мнению, оказывает влияние на формирование лексикона это чтение книг. В своей практике я уже четко определяю с первых секунд, ребенку читали или он рос с современными мультиками. Малыш, которому регулярно читали сыплет словами в большом количестве, а тот кто смотрел только мультики с ограниченным набором слов с трудом подбирает слова. Те литература, кино-источники, музыкальные произведения, которых мы касаемся с момента когда родители прочитали нам первую книжку, показали первый мультфильм, дали прослушать первую колыбельную и которые мы потом выбираем для чтения, просмотра, прослушивания, образования и познания мира и самого себя оказывают на формирование лексикона и идиолекта самое прямое влияние.
Далее, качество, уровень и профиль образования, которое мы получаем на жизненном пути также влияет на то, какие слова составят идиолект той или иной личности.
Хобби и увлечения также вносят свою лепту в формирования багажа слов, который мы используем в жизни.
А вообще, если задуматься, то все, что я выше перечислил, представляет собой некую среду – будь то семья, друзья, детский сад, школа, училище или университет. То есть по сути мы формируем свой идиолект от совокупности сред, в которые попадаем в течение свое жизненного пути. Не даром говорят: “С кем поведёшься, от того и наберёшься”. Абсолютно уверен, что эта фраза применима к формированию и использованию различных наборов слов. Мы волей не волей копируем слова, выражения, мысли тех, кого считаем нашими авторитетами. А с учетом того, что каждый из нас уникален, мы преломляем полученное в разных средах на свой индивидуальный манер – тут уже включается творческий потенциал личности, как ни крути!
Вот такие, дорогие друзья, у меня соображения на счёт того, что и как формирует и развивает наш лексикон и идиолект. Надеюсь, я ответил на вопрос). А вы согласны со мной?
Друзья, жду вас в группе ok -
https://ok.ru/group/70000002926293
Нет комментариев