СХИАРХИМАНДРИТ СЕРАФИМ
(продолжение)
У отца Серафима были многочисленные духовные чада в России. Паломники Глинского монастыря потянулись теперь в Сухуми и кафедральный собор значительно наполнился народом. Отец Серафим во время исповеди решал духовные вопросы, давал наставления и советы; здесь он как бы снова встретился со своей паствой. Чему отец Серафим преимущественно учил людей? – Видеть во всем волю Божию и покоряться ей. Некоторые из его духовных чад по его благословению делали выписки из святых отцов, особенно из «Лествицы» и поучений преподобных Варсонуфия и Иоанна, которые он затем раздавал людям как руководство в духовной жизни. Он считал, что монахи, кроме случаев болезни или крайней немощи, должны непременно исполнять «пятисотницу». Из акафистов он очень любил акафист Успению Божией Матери. Ученых монахов отец Серафим уважал, но чувствовалось, что его душа стремится к общению не с ними, а с молитвенниками. Стяжавшие Иисусову молитву духом узнают и понимают друг друга с полуслова.
Отец Серафим почти не рассказывал мне о своей жизни в пустыне. Наверное, он знал, что этот опыт не соответствует моей жизни и не пригодится мне. Если заходила речь о пустынниках, то он рассказывал лишь внешние события, как будто уводил меня от того, что недоступно мне. Он рассказывал о том, как медведь повадился в огород, где монахи посадили кукурузу, и лакомился початками каждую ночь. Долго они не знали, как поступить со зверем: обращаться к охотникам, чтобы те убили медведя, не хотели – его жалко было, да и сами охотники, повадившись к ним в гости, могли не хуже медведя обирать их огород. Наконец придумали: связали друг с другом пустые консервные банки и опустили их в ручей, так что банки, плавая на поверхности потока, бились друг о друга. Медведь инстинктивно боится звука металла, поэтому, услышав незнакомый для него зловещий стук, он испугался и убежал.
Полевые мыши также приносили огороду немалый вред. Пустынники взяли из селения кота, но кот, как будто заключив договор с мышами, спокойно смотрел на них. Тогда решили все-таки поставить мышеловки. Собрали целое совещание по этому вопросу – можно убивать мышей монаху или нет – и наконец решили: «Мышей мы не убиваем, а искушаем: хочешь – иди в мышеловку, а хочешь – не иди!». Отец Серафим рассказывал об этом с добродушным юмором.
К экуменизму старец относился, как и все монахи, отрицательно, не любил, когда при нем осуждали иерархов. «Покрой одеждой своей отца своего», – говорил он. Отец Серафим был гоним за веру, многие годы провел в тюрьме и ссылках, пережил два разгрома Глинского монастыря, но я никогда не слышал от него ропота или негодования – он все принимал как волю Божию.
Я был свидетелем, как непослушание отцу Серафиму оканчивалось непредвиденными бедствиями, как опасно не слушаться старца, даже когда он дает простой совет.
В Гудаутской церкви, где я служил в 70-х годах, был прихожанин – столяр по имени Павел. Он был человек церковный, но с каким-то духовным уклоном. Выбрал себе руководительницей пустынницу схимонахиню Елену, которая обычно поносила духовенство и рассказывала о каких-то бывших ей видениях. Отец Серафим не благословлял советоваться с этой пустынницей, а тем более называть ее духовной матерью. Однажды он сказал об этом Павлу, но тот ответил дерзко: «Вы говорите, что осуждать людей грех. Только матушку Елену осуждать не грех?». Отец Серафим сказал: «Я предупреждаю тебя, а ты поступай как знаешь».
Тот съездил к пустыннице и, вернувшись домой, принялся за обычную работу. Будучи под впечатлением от встречи с монахиней, он отвлекся от своего дела, и электрическая пила отсекла ему несколько пальцев на руке. Впоследствии он признавался: «Если бы я послушался и не поехал к ней, этого бы не случилось». Пустынница Елена пророчествовала, что ее келия станет святым местом для паломников, что здесь построится большой монастырь. Но произошло другое: умерла она какой-то странной смертью – ее окровавленный труп нашли в овраге около жилища, а место, где она жила, оказалось вскоре заброшенным и опустевшим.
(Воспоминания написаны до причисления старцев к лику святых)
Архимандрит Рафаил (Карелин),
из книги «ВСТРЕЧА С ПРОШЛЫМ».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев