Эти две притчи Христа лучше понимаются в контексте. Иисус обращается к народу, собравшемуся около Него в Храме:
"...Иисус внезапно спрашивает: «Скажите, зачем вы устраиваете около Меня толчею? У вас есть законоучители, знаменитые и мудрые, пользующиеся всеобщим одобрением. Я Неизвестный и Неодобряемый. Зачем же вы ко Мне приходите?»
«Потому что любим Тебя», – говорят некоторые; а другие: «Потому что Твои слова не похожи на слова других»; а третьи: «Чтобы увидеть Твои чудеса», и: «Потому что мы слышали, как о Тебе говорят», и: «Потому что только у Тебя одного есть слова вечной жизни и дела, соответствующие этим словам», и наконец: «Потому что хотим присоединиться к Твоим ученикам».
Иисус приглядывается к людям по мере того, как они говорят, как будто хочет пронзить их взглядом насквозь и прочесть их самые сокровенные чувства; и кто-то, не выдерживая этого взгляда, отходит, либо, по крайней мере, прячется за колонну или за людей, более рослых, чем он сам.
Иисус продолжает: «Да знаете ли вы, что означает и что это такое – следовать за Мной? Я дам ответ только на эти слова, потому что любопытство не стоит ответа и потому что, кто жаждет Моих слов, тот, следовательно, любит Меня и желает ко Мне присоединиться. Поэтому говорившие делятся на две группы: любопытствующие, которых Я не принимаю в расчет, и жаждущие, которым Я без утайки поведаю о серьезности этого призвания.
Прийти ко Мне в качестве ученика значит отречься от всякой любви в пользу единственной любви: ко Мне. Эгоистическая любовь к себе самим, греховная любовь к богатствам или к чувственности, или к власти, честная любовь к супругу, святая – к матери, отцу, сердечная любовь детей, братьев и сестер и она же к детям, братьям и сестрам, – всё должно уступить место Моей любви, если вы хотите быть Моими. Истинно говорю вам, что Мои ученики должны быть свободнее, чем птицы, парящие в небе, свободнее, чем обтекающие небосвод ветры, которые никто не может удержать, никто и ничто. Свободными: без тяжелых цепей, без силков материальной любви, даже без тонкой паутины самых незначительных препятствий. Наш дух – словно изящная бабочка, заключенная в тяжелый кокон плоти, и ее полет может затруднить или вовсе остановить даже радужная и неосязаемая нить паука: паука чувственности и недостатка жертвенности. Я желаю всего, без остатка. Дух нуждается в этой свободе отдавать, в этой щедрой способности отдавать, дабы быть уверенным, что он не запутался в паутине привязанностей, привычек, рассуждений, страхов, многими нитями тянущейся от того чудовищного паука, каким является похититель душ Сатана.
Если кто хочет прийти ко Мне и свято не возненавидит своего отца, своей матери, своей жены, своих детей, своих братьев и сестер и даже самой своей жизни, тот не сможет быть Моим учеником. Я сказал: свято возненавидит. Вы в своем сердце рассуждаете: „Ненависть, Он так учит, никогда не бывает святой. Значит Он противоречит сам Себе“. Нет, не противоречу. Я говорю: возненавидеть тяжеловесность этой любви, плотскую страстность любви к отцу и матери, к супруге и детям, к братьям и сестрам и к самой жизни; но, наоборот, повелеваю любить легко и свободно, как свойственно духам, своих родных и свою жизнь. Любите их в Боге и для Бога, никогда не отодвигая из-за них Бога на второй план, а заботясь и беспокоясь о том, чтобы привести их к тому, чего достиг ученик, то есть к Богу-Истине. Так вы будете свято любить и своих родных, и Бога, сочетая эти две любви, и кровные узы будут для вас не тяжестью, а крыльями, не грехом, а праведностью.
Даже свою жизнь вы должны быть готовы возненавидеть, чтобы последовать за Мной. Ненавидит свою жизнь тот, кто, не боясь ее потерять, не боясь того, что она станет по-человечески безрадостной, посвящает ее служению Мне. Но это лишь кажущаяся ненависть. Чувство, ошибочно называемое „ненавистью“ умом человека, не способного возвыситься, человека целиком земного, не многим превосходящего животное. На самом деле эта кажущаяся ненависть, то есть отказ от чувственных удовольствий существования, чтобы открывать всё больший простор для жизни духа, есть любовь. Это любовь, и одна из наиболее возвышенных, какие существуют, одна из наиболее благословенных. Этот отказ от низких удовольствий, этот запрет самим себе чувственных привязанностей, это обеспечение себе упреков и несправедливых толков, эта опасность подвергнуться наказаниям, быть отвергнутыми, проклятыми и даже, может быть, преследуемыми, – всё это сплошная вереница мучений. Но нужно принять их и возложить на себя, как некий крест, как некое древо повешения, на котором будут искуплены все прошлые грехи, чтобы пойти к Богу оправданными, крест, благодаря которому приобретается всякая благодать, истинная, всесильная, святая Божья благодать для тех, кого мы любим. Кто не несет своего креста и не шествует за Мной, кто не способен на это, тот не сможет быть Моим учеником.
Так что подумайте, хорошенько подумайте вы, говорящие: „Мы пришли, потому что хотим присоединиться к Твоим ученикам“. Это не позор, а мудрость – взвесить себя, оценить и признаться самому себе и остальным: „Я неспособен быть учеником“. Что же? У язычников в основе одного из их учений лежит необходимость „познать самих себя“; а вы, израильтяне, неужели не в состоянии этого сделать, чтобы достичь Неба? Ибо, всегда это помните, блаженны те, кто придет ко Мне. Но чем приходить, чтобы потом предать Меня и Того, кто Меня послал, лучше уж не приходить совсем и оставаться сынами Закона, какими вы и были доныне. Горе тем, кто, сказав: „Приду“, затем приносит Христу вред, оказавшись предателем Христовых воззрений, смутителем малых и добрых! Горе им! И все-таки они будут, и будут всегда!
Поэтому берите пример с того, кто хочет построить башню. Сначала он тщательно вычисляет необходимые затраты и подсчитывает свои средства с целью понять, есть ли у него, на что довести строительство до конца, чтобы, закончив фундамент, не пришлось прерывать работы из-за недостатка средств. В таком случае он потерял бы и все то, что имел вначале, оставшись без башни и без денег, а взамен навлек бы на себя насмешки людей, которые сказали бы: „Этот человек начал строить и не смог закончить. Теперь пусть наполняет желудок обломками своего недоделанного строения“.
Берите также пример с земных царей, давая ничтожным мирским событиям возможность послужить духовным поучением. Цари, когда хотят идти войной на другого царя, спокойно и внимательно исследуют все за и против, размышляя, стоит ли выгода от завоеваний того, чтобы жертвовать жизнями своих подданных, изучают, возможно ли захватить такое-то место, смогут ли их войска, пусть и более боеспособные, но вдвое уступающие по численности войскам соперника, одержать победу; и справедливо рассудив, что маловероятно десятью тысячами одолеть двадцать тысяч, высылают навстречу сопернику, пока не начались столкновения, посольство с богатыми дарами и, успокоив соперника, уже начавшего что-то подозревать из-за передвижения чужих войск, обезоруживают его доказательствами дружбы, чем устраняют подозрения и заключают с ним мирный договор, в любом случае воистину более выгодный, чем война, как в человеческом, так и в духовном отношении.
Также надлежит поступать и вам, прежде чем начинать новую жизнь и ополчаться против этого мира. Потому что быть Моими учениками значит идти против бурного и стремительного течения мира, плоти и Сатаны. И если вы не чувствуете в себе решимости отказаться от всего ради Моей любви, не приходите ко Мне, поскольку не сумеете быть Моими учениками» (Глава 281. https://evmalioann.ru/281-glava/ )
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев