Д. А. Хворостовский (1962 - 2017)
Сегодня мы вспомним замечательного российского оперного певца (баритон) Дмитрия Александровича Хворостовского.
О его голосе слагали легенды, на его концерты мечтали попасть миллионы людей. Природа наделила его голосом редкостной красоты. В 1989 году он победил в очень престижном конкурсе вокалистов в Великобритании и получил почётный титул – «Лучший певец мира». Он - красноярец – Дмитрий Александрович Хворостовский.
Читая биографию Дмитрия Хворостовского, понимаешь, что своей певческой карьерой он, прежде всего, обязан своим родителям. И в первую очередь отцу – Александру Степановичу. Можно сказать, что Дмитрий Хворостовский - продукт индивидуальной трудовой воспитательной деятельности своего отца. Они были очень похожи. Та же фирменная, «хворостовская» седина у отца. Настоящий русский нос и смелый разворот в плечах. Да и голос. Отец, инженер – химик по профессии, в душе – артист.
Александр Степанович собрал огромную коллекцию записей звёзд мировой оперной сцены, сам прекрасно пел и музицировал на фортепиано. В доме всегда звучала хорошая музыка.
И вот такой человек, удачно женившись и заполучив от супруги Людмилы Петровны крепкого, голосистого младенца, замыслил создать из него своё продолжение, второе своё воплощение в следующей жизни в качестве профессионального артиста.
Конечно, прежде всего, в шесть лет усадил ребёнка за пианино и, выступая в роли ассистента преподавателя музыкальной школы, прошёл с Димой полный курс игры на фортепиано.
Позднее Дмитрий окончил музыкальную школу по классу фортепиано. Надо сказать, что голос у Димы впервые проявился ещё в раннем детстве, когда он подпевал своему отцу. Став постарше Дмитрий исполнял в кругу семьи различные арии и русские романсы. Природа наделила его голосом, уникальным по своим возможностям и гибкости. С детства его кумирами были – Мария Каллас, Фёдор Шаляпин, Марио Ланца. Он любил слушать записи А. В. Неждановой, П. Г. Лисициана, И. К. Архиповой и других выдающихся вокалистов.
Воля отца была всеобъемлющей. Как – то смог инженер – химик, дистанционно, из цеха, по телефону воспитывая сына, удержать его в узде. А ведь какие энергии были заложены в парне. Отец же безо всяких жестокостей смирял в нём подростковые и юношеские «закидоны». Никаких пропусков занятий, никакой богемы. Потом это назовут поразительной природной работоспособностью певца. Но на самом деле качество это приобретённое. Есть такая система – три «П». Сначала в ход идёт Принуждение, потом образуется Привычка, затем развивается Потребность.
Система трёх «П» на фоне с утра до ночи звучащей в доме оперной классики в её лучших образцах. Система трёх «П» плюс внушение: пение может быть только оперным. Всё остальное – попса, не стоит того, чтобы её петь. В первые, годы Дмитрий даже романсов не пел, не то чтобы песен. Им с отцом казалось, что это не те высоты.
После окончания 8 - го класса Дмитрий поступает в Красноярское педагогическое училище имени А. М. Горького, которое готовит учителей музыки в общеобразовательных школах. Затем в Красноярский институт искусств (класс заслуженного деятеля искусств РФ профессора Е. К. Иофель), на вокальный факультет. С 1985 по 1990 год он был солистом Красноярского государственного театра оперы и балета. Дмитрий легко и естественно вписался в театральный мир, не пав жертвой в борьбе вокальных самолюбий. Хотя над ним посмеивались и за глаза называли «детсадовским артистом». Во время учёбы в педагогическом училище он проходил практику в детском саду и школе. Если смотреть на вещи всерьёз, то необходимо отметить, что только человек с большим, добрым сердцем и совершенно не ущербным сознанием способен возиться с маленькими детьми.
Как в сибирской провинции, за 3990 км от Москвы выращивается мировая оперная звезда – этого до конца всё – таки понять не возможно. Скорее всего, по тем же законам, что действовали и во времена Ломоносова. Природа – матушка, русский мир напитывают чью-то одну душу силой необычайной красоты на радость всем остальным.
С 1985 – 1990 год Хворостовский был солистом Красноярского государственного театра оперы и балета. Началом стремительного развития профессиональной карьеры певца послужили победы сначала на всесоюзных, а затем и на международных конкурсах. В 1987 году он стал лауреатом 1 – й премии на Всесоюзном конкурсе певцов имени М. И. Глинки. То есть фактически получил звание лучшего певца страны. Казалось бы тут –то его и должны были пригласить на работу в Большой театр или в Мариинку. Но, ничего подобного не произошло. Дали диплом, кубок, выразили дежурное восхищение и растворились. Но Хворостовский на этом не остановился. В следующем году он становится обладателем «Гран – при» на международном конкурсе во Франции (г.Тулуза) и лауреатом международного конкурса в Ницце.
Всемирная известность пришла к Хворостовскому в 1989 году. В Великобритании состоялся международный конкурс вокалистов, проводимый радиовещательной корпорацией Би – Би – Си. Состав конкурсантов был очень сильным, условия конкурса настолько сложные, что его победитель награждался почётным титулом – «Лучший певец мира». Это престижное состязание лучших голосов мира проводилось в четвёртый раз. Дмитрий Хворостовский был первым советским певцом, участвовавшим в нём. В конкурсе принимали участие около 200 певцов. Его программа требовала особого мастерства. Дмитрий пел Генделя, Верди, Гуго Вольфа, Чайковского и Рахманинова. «Лучшим певцом мира» стал Хворостовский. Член жюри конкурса, авторитетный музыкальный критик Ф. Риццо, писал: «Время от времени случается чудо, перед нами предстаёт волшебник, способный буквально околдовать аудиторию, полностью её заворожить. Двадцать лет назад таким нам явился Паваротти, сейчас – Хворостовский».
В Лондоне, как и следовало ожидать, продюсеры пошли к Хворостовскому вереницей. «Лучшего певца мира» пригласили во все ведущие театры Нового и Старого света. Отдельное предложение было от американцев: сделать из Хворостовского второго Элвиса Пресли. Подумав и посоветовавшись с отцом, Дмитрий отказался от столь заманчивого предложения.
Он возвращается в Красноярск. В 1990 году ему присваивают почётное звание «Заслуженный артист России». После побед на международных конкурсах к нему продолжали поступать предложения о сотрудничестве от лучших оперных театров, от известнейших дирижёров.
И Хворостовский продолжил свою карьеру на Западе, дебютировав в Nice Opera в «Пиковой даме» П. И. Чайковского. Дебют певца в Нью – Йорке в 1990 году получил такую оценку в газете «Нью – Йорк дейли ньюс : «Последний из популярных русских баритонов… оказался обладателем самого прекрасного и изысканного голоса, который в настоящее время можно услышать из уст певца… Дмитрий Хворостовский уже является звездой первой величины».
Регулярные выступления певца в ведущих оперных театрах мира – Лондона, Милана, Буэнос – Айреса и многих других раскрыли в нём мгогогранного артиста с мощным драматическим потенциалом, редким для западной сцены предпочтением тонкости и психологизма внешнему вокальному эффекту.
Хворостовский исполнял центральные партии в операх русских и зарубежных композиторов.
Один из самых любимых композиторов певца – Джузеппе Верди. Путеводной звездой для него долго была труднейшая партия Риголетто, которую он впервые исполнил в 2000 году на сцене московского театра «Новая опера» под руководством Евгения Колобова. Осваивая новые пространства вердиевского репертуара, Хворостовский впервые прикоснётся к новым для себя героям, исполняя партии Яго («Отелло») и Дона Карло («Эрнани»).
В ноябре 1999 года в Канаде Дмитрий Хворостовский обратился к новому жанру, снявшись в фильме – опере по «Дон – Жуану» Моцарта сразу в двух партиях: Лепорелло и Дон Жуана.
Как говорится, талантливый человек, талантлив во всём, и Дмитрий Хворостовский именно такой человек. Он проявил себя великим мастером и в таких жанрах, как кантатно – ораториальный и камерный. В камерном жанре он исполняет романсы русских и зарубежных композиторов. А так же барочные арии западноевропейских композиторов XVI – XVII веков; русские народные песни, духовную музыку русских композиторов.
Дмитрий Хворостовский покорял зарубежные залы своими сольными концертами. С ними он объехал весь мир, побывал в Австралии, Японии, Канаде, Латинской Америке.
Несмотря на то, что свою славу он получил достаточно рано, мало того, он являлся обладателем уникального голоса, Дмитрий не заболел звёздной болезнью. Когда он выступал с концертами, в том числе и в России, он не предъявлял каких – то особых требований к организаторам. Всё, что он просил – это отдельная гримёрка, горячий чай и французская вода «Evian».
Готовясь к каждому концерту, он тщательно работал над собой, был очень строг к собственному творчеству. Ему не нужна была моментальная и однодневная слава, он был готов идти к ней постепенно и добиться всех возможных высот. Он сумел так преподнести миру, всемирно известные партии из пьес Дон Жуан», «Риголетто», что окружающие были удивлены, но, тем не менее, приняли такие варианты.
Несмотря на многочисленные и непрерывные триумфы, Хворостовский был «рекордсменом по отказам» среди ведущих певцов. Он отказывался от выгодных контрактов, если ему была чужда эстетика постановки, если он считал себя не готовым к той или иной роли, если полагал, что данная партия не его. Например, в Париже ставили «Евгения Онегина». Режиссёр, что называется, выламывался, модернизировал беспредельно. Казалось бы певцу от этого небольшой урон. Ноты Чайковского никто не переписывал. Но невозможно было существовать на сцене с выхолощенной атмосферой русской дворянской усадьбы, колыбели всей нашей национальной культуры. От репетиции к репетиции атмосфера эта становилась всё более чуждой певцу. И он взорвался. Потребовал прекратить перекройку. Силы оказались неравными. Тогда он заявил, что больше на сцену этого театра ни ногой.
Так случилось, что уговорили его спеть концерт на пару с Андре Бочелли, очень популярным на Западе. Хворостовский попробовал и отказался: «Не могу работать с непрофессионалом».
А помните мировые туры теноровой троицы Каррераса, Доминго и Паваротти? Примерно такой же вариант раскрутки и хорошего заработка предлагали и Хворостовскому. Он не согласился на мировой «чёс». Как водится, позвонил отцу, поговорил с ним, и – сказал «нет».
Хворостовский как русский певец вырос из свиридовской «Метели», из его вокального цикла на слова Блока, написанного специально для него. Музыка Свиридова, по большей части лиричная, с затаённым пафосом, научила Хворостовского соединять чистую вокальную линию с трагической сутью. Именно Хворостовскому Свиридов посвятил свой вокальный цикл «Петербург» на стихи А. Блока. В свою очередь Хворостовский привнёс в музыку Свиридова современное видение, оказавшееся особенно важным в поэме для голоса и фортепиано «Отчалившая Русь» на стихи С. Есенина. В свиридовских песнях ему удаётся «пропевать» ноты чисто человеческие, и перед залом предстаёт исполнитель достойный, тёплый, чуткий к окружающей жизни и способный на отклик.
На Западе выходили многочисленные записи с альбомами певца, включающие как сольные программы, так и арии из опер. Вышел у него и альбом «Очи чёрные», состоящий из русских народных песен и романсов. Этот альбом стал самым лучшим и самым успешным альбомом в США и Европе.
В одном интервью Хворостовский сказал: «В России люблю выступать гораздо больше, чем в Америке. Быть на Родине для меня всегда счастье. У меня достаточно программ, идей, настроения, чтобы делиться этим с вами как можно чаще».
Хворостовский вместе с женой Флоранс и двумя детьми жил в Лондоне. Флоранс – певица, актриса и просто красавица. Она родилась в Женеве. Её отец – француз, а мать итальянка. Сама она считает, что в ней больше итальянского. Музыкальное образование она получила в Женеве. Пела в хоре Женевской оперы, исполняла небольшие сольные партии в спектаклях. С Дмитрием Хворостовским познакомилась на репетициях «Дон Жуана» в Женевской опере в 1998 году. В 2003 году у них родился сын Максим, в 2007 –м – дочь Нина.
Флоранс неплохо говорит по-русски. И, как она сама признаётся, её всегда интересовала русская культура. Она прочитала всего Достоевского, Чехова – правда, по - французски. Дома, когда вся семья была вместе, они говорили по-русски. Несмотря на то, что выступления Дмитрия проходили в самых разных странах и он постоянно был в разъездах, надолго они не расставались. Флоранс с детьми прилетала к нему туда, где он выступал.
У Флоранс очень хороший голос, но она посвятила себя семье, детям, поёт в основном дома любимые арии, занимается, чтобы поддержать форму. Но как –то раз они с Дмитрием спели вместе в московском Доме музыки в Новогодней программе.
В одном из интервью Дмитрий Хворостовский сказал о себе: «Сам по себе, я закрытый, интравертный человек, не тусуюсь, сейчас с вами разговариваю, а закончится пресс- конференция – закроюсь в себе и больше никого не хочу видеть… Мне комфортнее там, где я живу. Много лет живу в Лондоне, там моя семья, мой дом, там я очень редко бываю, туда хочу вернуться».
Зачитаю вам ещё один отрывок из интервью Дмитрия Хворостовского. Журналист ему говорит:
- Знаю, что вы мечтаете о боксёрской груше…
Хворостовский отвечает:
- Мне бы хотелось вымещать своё плохое настроение не на близких людях, а на бездушном предмете. Я очень противный дома. Характер у меня мнительный, раздражительный. Волнение перед концертом превращает меня в чудовище. Боишься, дрожишь, не спишь. Постоянно ворчу. Не гавкаю, конечно, но рычу. Все знают, что лучше меня не трогать в дни перед ответственными выступлениями. А так как они у меня практически каждый второй или третий день, то жить со мной очень нелегко. Чтобы меня выдержать, нужно иметь космическое терпение. Но моя жена Флоранс никогда в жизни не говорила, что ей тяжело. У Флоши – очень позитивное восприятие жизни, что излечивает мою хандру. И потом, у меня есть совершенно чудесное «лекарство» - сын Максим. Только увидишь его смеющееся лицо, сразу жизнь кажется лучше.
- Вы как-то сказали, что многие люди прекратили общаться с вами «после некоторых событий». Я думала,от мировых звёзд друзья не отворачиваются…
- (Грустно.) Звезда – понятие относительное… Отношения со многими моими друзьями и приятелями дали трещину по многим причинам, в том числе и из – за моего развода – долгого и мучительного. Кто – то из знакомых принял сторону моей бывшей жены, кто – то остался со мной. Всё понимаю и никого не виню. И в то же время предательства я не прощаю…
Я заработал себе язву из – за переживаний, связанных с разводом. Должен был петь «Риголетто» в Хьюстоне, но медленно увядал. Если бы не позвонил маме – доктору, то, наверное, сейчас бы с вами не говорил. Она сказала: «Немедленно ложись в больницу!» После выписки мне нужно было есть мясо, пить вино, чтобы восстановить потерю крови. Еле – еле успел прийти в себя к премьере.
- Удивительно, вы об этом рассказываете с улыбкой!
- 4 года назад мне было не до улыбок. А улыбаюсь потому, что тогда со мной уже была Флоша. Жизнь всё расставила по своим местам.
Первая жена Хворостовского Светлана тоже жила в Лондоне с дочерью Александрой и сыном Данилом (они близнецы, 1996 года рождения). Дети Хворостовского от обоих браков дружат. Александра и Данила иногда приходят на репетиции к отцу.
Надо сказать, что о своих родителях Хворостовский всегда помнил. Его сыновью любовь не изменили ни бесконечные поездки и выступления в лучших театрах мира, ни длительное пребывание за границей, ни встречи с самыми знаменитыми людьми планеты. О том, что он поёт в Париже в опере «Дон Карлос», едет в Лондон, даёт концерт в Большом зале консерватории в Москве, родителям всегда было известно первым. О его передвижениях они узнавали в ту же минуту. Бывали на многих его выступлениях, по возможности встречали и провожали в аэропорту. Общались с ним буквально несколько раз в день, используя все средства современной связи.
В 2004 году Дмитрий Хворостовский выступил с благотворительным концертом на Красной площади в Москве — до него ни один оперный певец не исполнял арии на этой площадке. Репертуар артиста постоянно пополнялся новыми произведениями. В 2005 году он обратился к патриотическим композициям. К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне он выступил с песнями военных лет в Государственном Кремлевском дворце — с этой программой Хворостовский потом гастролировал по всей стране. Затем появился сольный концерт «К России с любовью» — в нем военные песни дополнили произведения русских композиторов. Аккомпанировал ему камерный оркестр под управлением Константина Орбеляна.
В 2013 году Дмитрий Хворостовский собрал на одной сцене сразу несколько оперных звезд: Барбару Фриттоли, Рамона Варгаса, Аскара и Ильдара Абдразаковых. Выступление исполнитель приурочил к своему 50-летию.
22 ноября 2017 года Дмитрий Хворостовский умер после продолжительной болезни. Прах певца похоронили, согласно завещанию, в Москве и Красноярске. В 2018 году жюри Международной профессиональной музыкальной премии Bravo посмертно присудило Хворостовскому награду «Лучший классический альбом года».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4