И так, что же такое философия? Для того, чтобы дать ответ на этот вопрос, давайте посмотрим в историю такой вещи, как философия.
Зародившись в Деревней Греции, предмет философии менялся со временем и в зависимости от общественных условий, в которые была поставлена та или иная философия. Первые философы — Фалес, Гераклит и проч. были материалистами, т. е. смотрели на мир с позиции первичности материи по отношению к сознанию. До материализма было банально проще дойти, он не требовал лишней фантазии и абстракции.
Уже тогда Гераклитом (Эфесским) формируются важнейшие принципы всякого "умного" материализма: постоянное движение, изменение природы, "всё течёт, ничего не стоит на месте".
В рабовладельческом обществе философия служила главной, исчерпывающей наукой, так называемой натурфилософией. Её основной вопрос был поставлен уже тогда: вопрос о том, что первично, материя или сознание, и в зависимости от решения этого вопроса (а не решить его невозможно), мыслитель вставал либо на материалистическую, либо на идеалистическую точку зрения.
Идеализм решал этот вопрос крайне неверно, подгоняя объективную реальность под свои абстракции, или выводя реальность из абстракций. Вспомнить только выражения Гегеля о том, что если существует цветок, не соответствующий определению цветка по Гегелю, то тем хуже будет для этого цветка. У идеалистов мир стоял на голове. Свои умозаключения идеалисты брали не из объективной действительности, а из её фантастического, полурелигиозного отражения. Поэтому Ленин отмечал, что всякий идеализм в конечном счёте ведёт "к боженьке".
Материализм до Маркса также не был лишён сильных изъянов, хотя и был ближе к истине, чем идеализм. Признавая первичность материального мира, материалисты до Маркса не могли дать верную оценку, объяснение этого мира. Все их системы были метафизические, т. е. фактически отрицали развитие, как таковое. Лишь поставив материализм в область диалектики, а диалектику в область материализма, Маркс смог дать верное, научное объяснение мира, сформировав верную философию.
Философия также никогда не была лишена классовости. В разные времена философия защищала интересы различных классов. Рабовладельческая философия видела свой идеал в строе рабовладельцев, феодальная философия (схоластика) божьим словом оправдывала власть феодалов, буржуазная философия закрепляла и закрепляет вечную власть буржуазии. Поэтому, как верно отмечал Ленин:
«Это — сама характерная черта буржуазных философов — принимать категории буржуазного режима за вечные и естественные» — ПСС, Т. 1, с. 222
В марксистской философии же наоборот, руководствуясь диалектическим методом, принципами детерминизма, мы понимаем, что все исторические процессы суть относительны, приходящи и уходящи, и развиваются по абсолютным законам. Эти исторические отношения рассматривает исторический материализма, т. е. материалистическое понимание истории.
Ещё один важнейший признак, отличающий философию марксизма, философию пролетариата, от всякой иной философии — деятельность, практичность марксистской философии. Марксизм не открывает теорию от практики, как вся старая философия, а рассматривает теорию и практику в их единстве, как единый механизм. Теория без практики бессильна, практика без теории слепа. Марксизм вырабатывает руководство к действию для трудящихся масс, о чем в своих "Тезисах о Фейербахе" писал Маркс:
«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его.»
Ещё раз повторим, что предмет философии постоянно менялся. Различные философии по разному его понимали и изучали, но верную научную точку зрения смог дать лишь марксизм. Маркс и Энгельс смогли дать твёрдую почву материализму, поставив идеалистическую диалектику Гегеля с головы на ноги. Имея законы и принципы диалектики, мы можем доказать первичность материи, как объективной действительности. На вопрос "почему материя существует?" мы отвечаем, что существует она лишь в силу того, что весь окружающей мир может существовать только, будучи объективной действительностью, что существует она потому, что существование её есть необходимое условие для того, чтобы была объективная действительность, которую мы наблюдаем. И так, как эта действительность существует вне зависимости от нашего сознания, существует по тем же закон, что и наше сознание, мы способны познавать её, что описал Энгельс ещё в "Диалектике природы":
«Над всем нашим теоретическим мышлением господствует с абсолютной силой тот факт, что наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и что поэтому они и не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласовываться между собою. Факт этот является бессознательной и безусловной предпосылкой нашего теоретического мышления.»
«Философия марксизма есть материализм» — заявлял Ленин в "Трёх источниках...". Это положение неоспоримо и верно. Материализм также говорит, что всякая материя существует в пространстве, движении и во времени, что она бесконечна в пространстве, вечна во времени и постоянна в движении; пространство, движение и время есть неотделимые атрибуты материи, что доказывает также современная физика, с нашим знанием о бесконечности вселенной, о её расширении в саму себя.
Марксизм также не рассматривает философию, как главную, верховную науку, как науку над науками. Философия, а именно единственно-верная марксистская философия должна стать универсальным инструментом наук, выводить свои принципы из самих наук. Как говорил английский философ-марксист М. Корнфорт:
«Теперь от философии требуется скорее то, чтобы она извлекала свои принципы и выводы из самих наук; чтобы она была обобщением наук, основанным на науках и непрерывно обогащающимся по мере их развития; чтобы философия сама сделалась орудием наук, методом, пронизывающим науки и руководящим стратегией научных изысканий и формулировкой научных теорий.»
Наконец, неумолима роль философии, как, по выражению Маркса "духовного оружия пролетариата", одной из составных частей его мировоззрения диалектического материализма. Изучение философии и в особенности марксистско-ленинской философии, необходимо для формирования верного пролетарского сознания. Философия должна статья оружием масс, и это может сделать только общая информационная газета, орган коммунистов.
"Если с нами философы, чтобы думать, и рабочие, чтобы бороться, то какая сила сможет остановить нас?" — Ф. Энгельс.
Б. Фаров
#РК_Статья
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев