Не только птицы являются главным богатством Кургальджинского государственного заповедника. Наряду с ними, к богатству можно причислить и ихтиофауну – рыб, довольно плотно населяющих пресноводные озера. Так повелось, что с незапамятных времен, людей привлекала сюда дополнительная возможность улучшить свое питание, но больше всего, конечно, влек сам процесс лова - рыбалка.
А рыба водится здесь, благодаря богатой кормовой базе, в большом изобилии, чего не скажешь о видовом составе. В большинстве своем это, так называемая, сорная рыба: щука, окунь, караси – золотой и серебряный, линь, язь и обыкновенная плотва. Но, что отличает кургальджинскую рыбу от всех прочих мест: она крупная и очень-очень вкусная. И это - мнение не только местных рыбаков. Не зря же, сотрудники Московского института рыбного хозяйства, после всех текущих дел в центральной усадьбе заповедника, пешком отправились за сорок пять километров на егерский кордон, чтобы взять хоть немного рыбки, как гостинец, столичным сотрудникам, распевая при этом хвалебные оды местной достопримечательности: мол, сколько ездим по озерам Союза, а такой вкусной рыбы еще не едали! И то, правда! Авторитетное мнение специалистов! Однако и местным хозяйкам не откажешь в оценке вкусовых качеств рыбы, столько рецептов ими накоплено: и соления и копчения и прочих изысков!
Настоящие легенды ходят и среди рыбаков, какую же крупную рыбу они ловили. Как в том анекдоте, если их обличали, мягко говоря, в сочинительстве, то они пытались изобразить руками хотя бы величину глаза пойманной особи.
О качестве рыбы говорят и исследовательские данные сотрудников заповедника. Максимальный вес добытой щуки составил шестнадцать с половиной килограмм, окуни и караси до полутора, а лини и язи - настоящие великаны: от двух до трех килограмм! Мало того, что одной рыбиной можно накормить сразу несколько человек и накормить так, что не скоро забудут, как же это было вкусно!
…Ей также довелось сначала попробовать, а затем и самой поднатореть в приготовлении рыбных блюд, слава Богу, научилась у местных кудесниц. Ну а больше всего, ей, конечно, запомнилась сама рыбалка: сначала зимняя, а уж потом и всякая остальная. Первый раз она выехала на подледный лов просто из любопытства - как это всё? - не подозревая, о всей прелести зимней рыбалки! Во-первых: свежий морозный воздух, активное общение, новые впечатления. Да ее просто очаровала чудо- рыбалка, где при желании можно понаблюдать и за подводным миром, благодаря прозрачному стеклу льда, где все внимание переключается на динамику жизни подводного царства. Здесь уж точно, не будешь разочарован тем, что можно увидеть!
…Вот к лунке подплывает косячок крупных окуней, желающих, кто вперед, отведать вкус блесны. И ты, в момент, без промахов, начинаешь таскать, одного за другим, как будто бы ты рыбачишь из собственной кастрюли. Натаскав, буквально за несколько минут целую горку окуней, остываешь, становится даже неинтересно. Нет, не в том смысле, просто, кажется, что кто-то невидимый специально насаживает окуней тебе на крючок. Вскоре, к стайке окуней присоединилась хитрая бестия – щука. Не то, чтобы она разогнала окуней, с важным видом она начала воспитывать их, щелкая по носу наиболее нетерпеливых. Все же она, вероятно, после некоторого раздумья, решила сначала сама отведать приманки. И тут же поплатилась за свое нетерпение и жадность - мгновенно вылетев из лунки, упала на лед, рядом с кучкой подмерзших окуней. Всё, ее история закончилась!
Совсем еще недолго продолжался клев, всё прекратилось как-то разом. Рыбаки посмеялись, мол, рыба ушла на обед. И на самом деле, до самого вечера поклевок больше не было. То ли погода начала портиться, то ли еще что-то. Но и рыбачка, на самом деле убедилась, рыба иногда, взяв паузу, уходит на отдых, теперь уже и на осенней рыбалке.
…Прекрасным осенним днем она ехала с южной точки Тенгиза в районный центр за продуктами. За рулем газика был молодой парнишка, который обслуживал научный отдел. С ними вместе ехал ее свекор, приехавший к ним в гости, полюбоваться на богатства кургальджинских степей и озер. Отец, по натуре был страстным рыбаком, поэтому рассказы сына о природе Казахстана и непосредственно о самом заповеднике и его обитателях, разожгли в нем любительский интерес, захотелось все увидеть самому.
Решили обогнуть Тенгиз с северной стороны. По пути следования, они должны были проезжать, знаменитую среди рыбаков, плотину Аблай. На ней-то и сосредоточились планы водителя, который, видимо, заранее наметил маршрут. Зная из рассказов гостя о его пристрастиях, хотел блеснуть перед ним «королевской», по его мнению, рыбалкой.
К Аблаю они подъехали где-то около одиннадцати. «Как раз самое время» - изрек водитель, и, взяв свой спининг, поспешил на плотину. Отец пошел за ним следом, просто посмотреть. Она же, дав им понять, что ей неинтересно, осталась сидеть в машине. Место рыбалки было очень необычное. Почти вровень с проезжей частью плотины, у самых ног, плескалась вода, кое-где даже перетекала через нее. Не успев закинуть блесну, водитель тут же выхватил из воды щуку. Свекор, охнув от зависти, чуть не свалился в воду. Начал просить у водителя спиннинг, хоть на пару минут. Водитель, таская, одну за одной, щук, сказал, что у него в машине есть запасная леска и блесны. Отец помчался к машине, достал «запчасти» и тут же соорудил удочку, правда без удилища, намотав леску на руку, и бегом назад. Минута, и он выдернул щуку, которая, на первый взгляд, казалась крупнее водительской. Его начало трясти от возбуждения, а щуки все цеплялись и цеплялись на его самоделку. Ей хорошо было видно из машины, что кучка рыб возле отца быстро увеличивается, а у водителя, как назло, клев закончился. Раздосадованный, он закидывал и закидывал спиннинг, менял местоположение, но все было безрезультатно. Она, тем временем, задумчиво, без всякого интереса, смотрела на рыбаков сквозь лобовое стекло машины. Но её посетила навязчивая мысль, куда же они будут девать свой улов? Она вышла из машины и направилась к мужчинам, посмотреть поближе, много ли у них рыбы. Ого, улов и вправду впечатлил! У рыбаков, в кучках, она насчитала около десятка крупных щук. Да, вблизи рыбалка оказалась гораздо интересней. Через некоторое время и ее настиг азарт, и она сразу же побежала к машине за снастями. Сделав на бегу удочку, она тут же закинула ее, сразу поймав себя. И только, с третьей попытки, ей это удалось. Вот ближняя, крупная рыбина хватает блесну, но не заглатывает, держит во рту. И на тебе, какое разочарование, доплыв почти до берега, щука выплевывает ее. Тактически неверный ход, «рыбачка» не сделала по пути следования щуки ни одной подсечки – в итоге нулевой результат. Но, не так-то просто, оказывается, рыбачить без определенных навыков, блесна должна играть, чтобы рыба обратила на нее внимание. Это вам не окунь. Щука по натуре хищница и должна видеть, как жертва, а, в данном случае, блесна, убегает от нее, поддразнить, дернуть пару раз за леску, (это заставляет блесну крутиться), а в щуке пробудить азарт погони, чтоб она заглотила приманку, и почти у берега подсечь ее, то есть резко дернуть. Все, можно считать, что рыба ваша. К сожалению, она была незнакома со всеми рыбацкими хитростями, но ей так хотелось самой поймать щуку! И она, таки ее поймала, правда, чуть ли не ценой собственной жизни.
Придется еще раз вернуть читателя к тому, что «действующих лиц и исполнителей» водного царства с плотины было видно, как на ладони. Она забросила блесну в очередной раз. Вдруг, со стороны налетает на нее, откуда ни возьмись жирнющий язь, и, стремглав заглатывает блесну, ему наперерез мчится крупная щука, и тут же хватает рыбину поперек, возле самой головы, на захват всей пасти, чем повергает всех рыбаков в шок. Первой пришла в себя рыбачка, автоматически, она кинулась с плотины в воду, пытаясь схватить улов, совершенно забыв о том, что у самых ног начинается глубина. Однако, в чувство ее привела холодная вода, она начала барахтаться, а намокшая одежда потянула ее вниз. Язь попытался удрать, да куда там, видимо, глубоко проглотил блесну.
А на нем все это время безучастно висела щука, намертво впившаяся в свою жертву всеми имеющимися зубами, посему не в силах выплюнуть свою добычу, и освободиться из своего добровольного плена. А у несчастной рыбачки леска вначале натянулась на руке, затем, язь, кидаясь из стороны в сторону, и, пытаясь освободиться, все крепче опутывал рыбачку леской, лишая ее возможности двигаться. Мужчины, наконец-то сообразив, что она начинает тонуть, кинулись к ней на помощь. Весь этот извивающийся клубок кое-как подчалил к берегу, и, выкатываясь поочередно на плотину, вытянул за собой на леске свой «королевский» улов. Минут десять, они, обтекая и отдыхая, лежали все трое на плотине, только один язь, в изнеможении, разевал рот. Оправившись от испуга, водитель встал, взял спиннинг и … опять закинул в воду. Но, увы! Либо рыбу распугали сами рыбаки, либо еще что, но поклевок больше не было. «Всё! Рыба ушла на обед», - ехидно резюмировал водитель и начал собирать улов в мешок. Рыбалка закончилась, нужно ехать дальше.
Не сразу придя в себя после такого потрясения, они вновь продолжили свой путь. Разговор как-то не клеился. Каждый думал о своем, и все еще находился под впечатлением происшедшего. И только водитель, довольно ухмылялся в усы, вспоминая, какая, в действительности, получилась «королевская» рыбалка.
Каждый свой приезд в родительский дом, им приходилось выслушивать нескончаемые воспоминания отца по поводу той, памятной рыбалки. У отца сразу загорались глаза, и он начинал покрякивать от удовольствия
Н.Н.Андрусенко, п. Учебный
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев