Когда я только приехал, в 2014 году, в Воронеже батюшка в своем приюте принимал беженцев из Донецка и Луганска. И я два-три раза в неделю учил их на нашем корте. Им предлагали и другие развлечения: лепку, баскетбол, культурную программу. Но только на наши тренировки собирались все. А в конце лета мы даже устроили турнир, выделили лучших игроков, там были талантливые ребята. Я рад, что мы познакомились.
— Это же была волонтерская работа?— Да, волюнтарий. Я и тут состою в сообществе волонтеров, в дни, когда у меня бывает отдых, могу чем-то помочь. Вот на прошлых выходных в поселке Териберка мы собирали мусор. Ребята мне обещали показать русскую рыбалку, но пока еще не доехали. Но зато я видел там медведя! Он был далеко, шел по своим делам, не стал останавливаться.
(Смеется.)— Испугались?— Нет. Я такой человек, который легко принимает жизнь: так хорошо и так хорошо. Мои испанские друзья не смогли бы жить в холоде и полярной ночи: 2–3 дня, и все — «это ужасно!» Хочется солнца и домой. А я живу тут нормально и в полярной ночи даже нашел свою романтику. Стал понимать, день на улице или ночь, по фонарям. Если фонари чуть меньше, то это день.
— А холод?— И холод нормально. Когда жил в Воронеже, там был загородный домик. Зимой, если мне надо было добежать недалеко — до калитки или по улице в магазин — я бежал по снегу босиком. Обувь от снега намокает, потом ее надо сушить, дома лужи, грязно. Зачем? Добежал босиком, на пороге ноги вытер — и все чисто. Но люди, конечно, думали, что я сумасшедший иностранец.
(Смеется.)Кстати, в Мурманске я не один испанец. Есть еще католический священник и человек, который тут женился и живет уже лет двадцать. Он жалуется на комаров. В Заполярье очень злые комары! Вот их я не люблю.
— А люди в Мурманске какие? —Я помню, как в один из первых дней в 1994 году сломался замок, и я не мог попасть в квартиру будущей жены. Позвонил в дверь соседям: думал, тут, как у нас, все друг друга знают. Но нет! Один сосед отказался открывать, потом вышли старики — дедушка с бабушкой, они дружили с моей женой, поэтому мне помогли. А так нет, все были закрытые. Сейчас уже полегче, но все равно можно ехать в лифте на 8 этаж, и ни «привет», ни «пока»... Но это у нас так. Может, у вас иначе. Вы откуда?
— Из Ростова-на-Дону. — О, ростовчане прикольные! Похожи чем-то на испанцев. У вас там национальный микс, поэтому другой характер... У меня есть знакомые из Ростова, и я очень хочу у вас побывать.
— Ну, если приедете, сойдете за своего: ростовские армяне вот такой же примерно, как у вас, внешности.— Это я пока армянин, потому что неделю уже у нас +20, и днем мы играем на улице.
(Кристиан поднимает рукав майки, и я вижу белое плечо.) Еще пару недель такая погода продержится, и я буду похож на пакистанца.
— Что еще вы узнали о русских за эти годы?— У русских людей есть одна особенность: вас трудно заранее знать. В Испании как? Если человек приятный и тебе нравится, то все у вас в общении будет хорошо. В России это не работает. Если человек приятный, дальше может быть плохо. А тот, который сразу не нравится, молчаливый или хмурый, потом может стать тебе лучшим другом. Люди тут открываются, как цветок.
— Живя в России, вы сами стали немножко русским?— Да. Это замечают друзья из Испании, я стал чуть-чуть по-другому говорить, с русским акцентом. И второе — в Испании есть три вида национального спорта: футбол, падел и опоздания. В России я научился пунктуальности: людей подводить нельзя.
— По вашим наблюдениям, какой он, русский характер?— Книжки во-от такие толстые об этом написаны, но и там нет полного объяснения. Россия огромная. В каждом регионе разные люди. В Москве люди гордые, любят власть, хотят, чтобы у них было все лучшее. В Мурманске спокойные и свободные, они больше путешествовали, чем в других регионах, больше видели, и у них нет такой нервности, как в столицах. В Питере тоже спокойные, но не властные, больше улыбаются.
Если брать всю Россию, то она, как карусель. У нас такая карусель называется «русские горки» — это когда то вниз, то вверх, то очень плохо, то очень хорошо. Кому-то этот вариант жизни не подходит, но мне такая игра нравится...
автор Светлана Ломакина, фото архив героя публикации«Из России с любовью» — проект журнала «Нация», создаваемый при поддержке Президентский фонд культурных инициатив. Это истории иностранцев, которые однажды приехали в нашу страну, прониклись русской культурой, просторами, людьми — и в конце концов сами стали немножко русскими.
Расскажите о нашем герое своим друзьям, поделитесь этой историей в своих соцсетях.#ИзРоссиислюбовью #Фондкультурныхинициатив
Комментарии 1