НЕТ, УЧИТЕЛЬ!
О САМОУВАЖЕНИИ ПЕДАГОГОВ.
Девять лет назад я состоял в небольшом сообществе молодых школьных учителей.
И в этом сообществе как-то само собой получилось, что почти все преподаватели между собой называли себя не иначе как «училками».
Всё подавалось якобы как ирония над собой.
Возможно, это была попытка отделить себя от тех других более взрослых и опытных учителей, которым и в голову бы не пришло так пренебрежительно себя называть...
Другое момент, который всё чаще попадается на глаза, это различные youtube и дзен-каналы с примерно одинаковыми названиями «Школьная училка», «Злая училка», «Училка-русичка», «Училка по матеше» и пр.
И вот об этом предлагаю сегодня поговорить: коротко от том, почему всё же не стоит называть себя училками, и о более широком вопросе самоуважения педагогов.
Для начала, нужно осознать, что слово «училка» имеет не ироничный, а именно уничижительный оттенок.
Это пренебрежительное сокращение от слова «учительница».
И оно принципиально отличается от более нейтрального и даже уважительного слова «учитель».
Сравните:
«Так вот мы сидели в машине и нам было слышно как училка орёт на детей»
«Учитель по математике Иван Петрович научил нас не бояться даже по-настоящему сложных задач»
А если наоборот:
«Так вот мы сидели в машине и нам было слышно как учитель Иван Петрович орёт на детей»
«Училка по математике научила нас не бояться даже по-настоящему сложных задач»
Во второй паре предложений заметен некоторый диссонанс.
Проблема не в самом слове как таковом.
Раздосадованные школьники часто за глаза так называют некоторых своих учителей и с этим ничего нельзя поделать.
Проблема именно в том, что некоторые преподаватели сами себя добровольно так именуют.
Кто-то думает, что это такая пост-мета-гипер-ирония.
Что он такой современный учитель, который выходит за формальные рамки.
Что если он сам себя так начнёт называть, что это слово перестанет быть обидным и в чужих устах. Что это такой оберег от душной и нудной школьной действительности.
Что в этом слове есть смелость, драйв и движуха.
Другие, чуть более честные с собой, при рефлексии осознают, что это лишь неловкая попытка стать своим для учеников. Ради их слов одобрения: “О, прикольно! Училка сама себя называет училкой”.
Сюда же можно отнести и все похожие истории с перекрашиванием волос в красный цвет, набиванием татуировок на лице или забиванием ими всего тела, вставка колец в нос или в губы ипрочими ухищрениями.
Неосознанная цель таких преподавателей – прокричать как можно громче: “Смотрите, я не такой учитель, приходите ко мне!”.
Особенно этим грешат онлайн-школы, которые и формируют запрос на так называемых «преподавателей-зажигалок».
Считается, что они будут со школьниками на одной волне и смогут удержать их у экранов.
Отсюда, кстати, и негласная дискриминация по возрасту в онлайн-школах – набор педагогов только до 25 лет.
Дело не в том, что молодых проще научить каким-то современным вещам и подходам.
Как раз таки более опытные знают гораздо больше. Преподавание школьных дисциплин вообще довольно консервативная область.
На самом деле у молодых людей чаще не сформировано общее понимание, что должен делать, а что не должен делать преподаватель.
Поэтому их можно убедить называть себя училкой, надевать клоунский колпак на онлайн-занятиях или материться как сапожник.
Но потом у таких педагогов начинаются вопросы: почему меня не уважают школьники, почему не относятся к занятиям серьёзно, почему не признают авторитет, как выстроить границы и проч.
И как следствие, почему у меня выгорание от такой вроде бы интересной работы?
А всё начинается с вот таких мелких вещей.
Как можно уважать преподавателя, который не уважает себя?
Как он сам может уважать учеников, если он не уважает себя?
Школьникам, которые пренебрежительно высказываются о своих школьных учителях, обычно понимают, что они ничему не смогут научиться у человека, которого они не уважают.
Но то же самое можно сказать и педагогам, который пренебрежительно высказываются о себе: «Вы никого ничему не сможете научить, если не уважаете себя»
И здесь мы плавно переходим к теме самоуважения.
Для молодых преподавателей это часто звучит просто как пустой звук. Нечто, что наоборот лишь мешает преподавателю, нудная “взрослая” надстройка, которая лишь ограничивает педагога в проявлениях его уникальности.
А кто-то и вовсе путает самоуважение с надменностью и высокомерием.
Насчёт ограничений они правы. Высокое самоуважение действительно не позволяет преподавателям совершать действия, которые идут в разрез с его собственным Я.
Самоуважение. Само-уважение. Уважение самого себя. Как человека. Как профессионала.
Самоуважение это самая привлекательная и притягательная сторона личности.
Даже больше. Это стержень личности. Его внутренний центр и опора. В нём аккумулируются жизненные силы.
Именно с самоуважения начинается построение человека.
Это скелет, на который нарастают в том числе и профессиональные мышцы.
В отсутствие самоуважения человек полностью разобран. У него отсутствуют жизненные ориентиры. Он не понимает, кто он, где он, зачем он, что для него хорошо, а что плохо.
Его внутренний компас сломан.
Никто извне не может лишить человека самоуважения, что бы с ним не делали. Но соглашаясь принимать унизительные условия и привыкая к этим условиям, можно лишить себя самоуважения. Даже того небольшого, что было изначально.
Говоря словами Ганди: "У нас невозможно отобрать самоуважение, если мы сами его не отдадим".
Эта готовность уступить и предать себя, наше согласие следовать чужой воле вопреки своей, наносит нам гораздо больший вред, чем само происходящее.
Разные педагоги находятся в разных условиях.
Конечно, тяжелее всего школьным учителям.
Странные отчёты, давление администрации, внезапные проверки, плохие программы и учебники, куча невыполнимых и противоречивых требований.
Многие чувствуют себя лишь винтиками, которые можно закручивать по решению руководства в любую сторону.
Но это всё внешнее.
А самоуважение это нечто внутреннее. Та часть вас, до которой другие не доберутся.
И которую вы по крупицам растаскиваете сами. Например, распечатывая своим ученикам ОГЭшные ответы, выкладывая их в туалетах и прикрываясь мыслью, что якобы «все так делают»...
И запомните, что нельзя от учеников или кого-либо ещё требовать уважения к себе.
Вы можете требовать уважения к другим, но к себе нет.
Вы можете сами уважать других.
Вы можете игнорировать или максимально отдалиться от тех, кто вас не уважает.
Вы можете стать человеком, который вызывает уважение. Например, своими поступками.
Но когда вы начинаете требовать уважения, ваше самоуважение снижается. А заодно и снижается уважение тех, от кого вы его требуете.
Если это трудно осознать, то можете провести мысленный эксперимент.
Представьте, что на педсовете директор начнёт себя бить пяткой в грудь и истерично требовать от учителей уважения к нему.
Вы действительно от таких требований будете сильнее его уважать?
Или, наоборот, после такого он скорее для вас будет выглядеть меньше и мельче, а его громкие крики будут больше похожи на писк надоедливого комара?
Или репетиторы, которые ходят по семинарам, в надежде найти священный Грааль для поиска учеников.
Вот наставник репетиторов начинает свой вебинар со слов «Ну что, училки, хотите зарабатывать 300 тыс. в месяц? Я научу вас привлекать клиентов!».
Нет, не научит.
Не потому, что это наставник такой (хотя и это тоже), а потому что это смотрят люди, которые сами себя не уважают, раз принимают такое обращение к себе. С таким собственным отношением к самому себе вряд ли они кого-то смогут привлечь.
И вместо того, чтобы уйти с этого мероприятия, репетиторы дальше продолжают слушать очередную дичь вроде: «Для успешного репетитора нужно мыслить как эскортница: быть со всеми, у кого есть деньги».
Ну-ну...
Кто-то может подумать: «Легко уважать себя, имея за плечами кучу достижений. А я пока слишком маленький. Вот если бы я был настоящим профи с 20-летним опытом, вот тогда бы я стал уважать себя. Потому что объективно есть за что».
Но всё не так, а ровно наоборот.
Сначала самоуважение, а потом профессионализм.
Те самые профессионалы с многолетним опытом когда-то давно осознали свою априорную ценность для себя, и лишь потом, как следствие, стали действительно прокачиваться в профессии.
Потому что появилось ядро этой самой прокачки.
Не от достижений самоуважение зависит. Наоборот, достижения придут лишь при высоком самоуважении. А без самоуважения не может быть никаких достижений. Даже если они по какой-то случайности и появятся, то это будут не ваши достижения. Сильнее и счастливее они вас не сделают.
Как нащупать в себе самоуважение? Как научиться уважать в себе свою собственную идентичность? Как начать любить себя и уважать даже то малое, что в вас уже есть?
Сперва нужно постараться не участвовать в пире самоуничижения.
Вы не училка, вы учитель.
Никто не заставляет вас разбирать с утра варианты Дальнего Востока.
Вам не нужно кривляться на камеру в попытке привлечь толпу гыгыкающих школьников.
Если же вы чувствуете, что у вас совсем мало самоуважения или вовсе его нет, научитесь хотя бы притворяться, что оно у вас есть. И вести себя согласно этому ощущению.
И тогда постепенно ваше самоуважение появится. Вы научитесь себя уважать.
Если и это не поможет, можете ещё изредка задавать себе вопрос: «А как поступил бы человек с высоким самоуважением?». И действовать согласно этому ответу.
Ещё один вариант.
Представьте, что ваша жизнь это фильм и вы в нём главный герой.
У вас внутри сидят внутренние наблюдатели и круглосуточно смотрят это самое кино про вас.
Что они видят на экране: мелочный расчёт, зависть, жалкие мыслишки и поступки, показывающие вашу слабость?
Или же они видят высокое самоуважение и им хочется симпатизировать вам как герою?
Многим кажется, что самоуважение это какая-то слишком эфемерная вещь. И в наш прагматичный век она не приносит пользы.
Но я наблюдал кучу ситуаций в преподавательской среде, когда одно лишь высокое самоуважение в конечном счёте делало человека настолько привлекательным, что другие люди были готовы идти за ним в огонь и воду.
Если увижу, что тема интересна и есть какой-то на неё отклик, то обязательно расскажу пару подобных историй.
Пока ограничусь одной типовой дилеммой, которая с регулярностью возникает у коллег.
Репетитор-предметник готовит абитуриента к экзаменам. Допустим, что это не ЕГЭ, а какие-то вступительные олимпиады или дополнительные внутренние экзамены в вуз.
Готовит максимально плотно и на совесть.
А за неделю до экзамена ученик (либо даже его родитель) звонит и как бы невзначай спрашивает: «Не могли бы вы во время экзамена ещё посидеть на телефоне? Я выйду в туалет и продиктую задачу, а вы мне потом пришлёте решение».
За это предлагают деньги как за обычное занятие или даже по удвоенной или утроенной ставке.
Конечно, человек с высоким самоуважением ответит категорическим отказом.
Но бывает, что те же родители начинают давить, в том числе и на жалость. Мол, вы нас в такой ситуации бросаете на произвол судьбы...
В особо запущенных случаях родители могут угрожать, например, отрицательным отзывом или тем, что всем общим знакомым расскажут, какой вы неблагодарный человек и отказались помочь.
Кто-то из репетиторов соглашается.
Мотивировка обычно такая: «Но ведь они же уже почти свои люди, почему бы не помочь хорошему человеку».
Подспудно ещё могут быть такие мысли: раз я в таком щекотливом вопросе пришёл на выручку, то родители будут благодарны и будут рекомендовать меня своим знакомым.
Нет, не будут.
Во-первых, мало кто хочет иметь какие-либо дела с человеком с низким самоуважением. Тем более советовать его своим знакомым.
А во-вторых, родители, зная как именно их сын поступил в топовый вуз, будут стараться как можно меньше возвращаться к этой ситуации. Их окружение думает, что он сдавал экзамен честно и теперь заслуженно учится в университете. Но единственный человек, кто в курсе, что именно происходило при поступлении – это репетитор. И желательно его из своего окружения убрать подальше. При всей устной и денежной благодарности, с ним не захотят дальше связываться.
Напротив, если всё же репетитор пойдёт на принцип и откажется писать экзамен за ученика, это даст ему сто очков вперёд в глазах ученика и его родителей.
Не так часто можно встретить людей, которые действительно себя уважают. Сильных и достойных людей.
Даже если родители будут ругать репетитора почём зря, всё равно в душе они рады, что именно такой человек преподаёт их сыну или дочери.
Порой случаются и совсем комичные ситуации, когда родители всё же находят какого-нибудь студента-репетитора на такую унизительную роль «туалетного помогалы», но потом для объяснения уже вузовского материала всё равно обращаются к тому, первому, репетитору.
Потому что с ним хочется работать и они знают, что он точно будет учить на совесть. А одноразовый решала вряд ли чему-то научит. Текст из группы вк «Партизанская математика».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2